Автора пьесы «Финист Ясный Сокол» Светлану Петрийчук поставили на профилактический учет в СИЗО как «лицо, склонное к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности». Информация об этом появилась в телеграм-канале «Это дело Петрийчук».
Муж сценаристки Юрий Шехватов, который ведет канал, отметил, что это может означать «изменение условий содержания на усмотрение администрации, профилактические беседы и особый контроль».
4 мая силовики пришли с обыском в квартиру родителей и бабушки режиссерки спектакля Жени Беркович, а ее саму задержали в Москве. Позднее стало известно, что автора пьесы «Финист Ясный Сокол» Светлану Петрийчук также задержали по ее прилету в московский аэропорт «Внуково».
В тот же день режиссерке и сценаристке предъявили обвинения по делу об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК) из-за публикации читки пьесы на YouTube.
«Первый отдел» писал, что уголовное дело из-за пьесы возбудили 10 апреля на основании проверки, проведенной в январе. Обвинение строится на экспертизе, проведенной «деструктологом» Романом Силантьевым. Согласно этому тексту, постановка «героизирует» боевиков ИГИЛ, а также пропагандирует «идеологию радикального феминизма». Следствие также проводило лингвистическую экспертизу пьесы.
5 мая Замоскворецкий районный суд Москвы арестовал Женю Беркович и Светлану Петрийчук на два месяца.
Петрийчук на суде представлял адвокат Сергей Бадамшин, который в 2016 году защищал Варвару Караулову, задержанную по делу о попытке вступления в ИГИЛ. Пьеса сценаристки основана на деле Карауловой и других девушек. Бадамшин рассказал на суде, что спектаклю «Финист Ясный Сокол» дали высокую оценку в структурах ФСИН, а текст пьесы в 2019 году читали в Томской воспитательной колонии № 2.
Написать письмо Жене Беркович и Светлане Петрийчук можно через сервис Ф-письмо или бумажной почтой:
109 383, г. Москва, ул. Шоссейная, д. 92, СИЗО-6.
Беркович Евгении Борисовне, 1985 г. р.
Петрийчук Светлане Александровне, 1980 г. р.
«Финист Ясный Сокол» — документальная пьеса «о женщинах, решивших виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию». «Это текст о том, почему работает вербовка, точнее — что конкретно в конструкции российского общества позволяет ей работать», — пишет «Медуза». В 2022 году спектакль получил премию «Золотая маска».