Рижский административный районный суд постановил предоставить убежище 27-летнему бывшему полицейскому из Пскова Станиславу Башилову. Об этом он рассказал «Север.Реалиям».
Решение вынесли в середине декабря, писало Delfi. Мужчина обратился в латвийскую погранслужбу с просьбой о предоставлении статуса беженца или альтернативного статуса в Латвии, опасаясь, что его отправят на войну или в тюрьму из-за несогласия с военным вторжением РФ в Украину. Фото: соцсети
Башилов служил в армии, потом работал в роте охраны и конвоирования МВД. Разочаровавшись в том, как устроена правоохранительная система в России, он уволился и устроился оператором на завод удобрений. По словам мужчины, он участвовал в митингах в поддержку оппозиционера Алексея Навального, а после начала войны поехал на антивоенный митинг в Петербург.
После того, как в начале марта ему пришла повестка на военные сборы, Башилов решил уехать из страны. У него не было шенгенской визы, поэтому он пересек границу незаконно. До границы с Латвией он доехал на машине, а потом бросил ее.
«Собрал пожитки, которые мог унести на себе. Походил вдоль границы, нашел место, где можно было проскочить. Я просто через забор перелез, потом шел через лес, вышел на дорогу и долго шел по ней», — вспоминает Башилов.
После этого он дошел до латвийского города Виляка, откуда доехал на автобусе до Риги. Там он сдался полиции, и его определили в лагерь для соискателей убежища в Муцениеки под Ригой.
«Проходил интеграционные курсы, учил латышский, дали сертификат А1. Через три месяца получил разрешение на работу, устроился в онлайн-казино. Думал сначала пойти по старой практике на завод, но потом решил, что-нибудь новенькое выучить никогда не плохо. Подучил английский, у меня с ним проблемы были. Отработал полтора месяца, скопил некоторую сумму. И в августе получил отказ в убежище», — рассказал он.
Управление по делам гражданства и миграции (УДГМ) Латвии отказало Башилову в предоставлении убежища, сославшись на то, что он не был видным политическим активистом и правозащитником в России, а также не поддерживал какую-либо конкретную политическую силу. По данным ведомства, он также не предоставил информацию о том, что после его отъезда из России ему или его семье кто-то угрожал в связи с его участием в акциях протеста или неявкой в военкомат.
По словам Башилова, в основаниях для отказа в УДГМ написали, что решение пойти воевать или нет «сугубо добровольное». «И поскольку я против войны, свободно могу отказаться», — пояснил он.
Не согласившись с решением УДГМ, Башилов обратился в суд. В суде Служба государственной безопасности (СГБ) Латвии указала, что не поддерживает въезд в страну граждан России с военным опытом.
«Нельзя исключать возможность того, что российские спецслужбы целенаправленно засылают в Латвию шпионов и диверсантов под видом мобилизационных беженцев», — заявили в СГБ.
Суд пришел к выводу, что позиция СГБ носит общий характер и предложил ведомству мотивированно указывать, представляет ли конкретное лицо угрозу национальной безопасности или нет.