В Армении задержали и через полдня отпустили россиянина в розыске. «Новая-Европа» поговорила с ним о том, почему его на родине обвиняют в «оправдании терроризма» и зачем он понадобился силовикам в Ереване

11 hours ago 11


21 октября стало известно о задержании активиста из Барнаула Романа Шкловера в Ереване. В России 34-летний мужчина объявлен в розыск за «оправдание терроризма» (статья 205.2 УК РФ). Когда Шкловера арестовали, российские активисты в Армении сообщили о возможной экстрадиции в РФ, где его ждало бы тюремное заключение. Однако в тот же вечер Роман оказался на свободе.
«Новая-Европа» поговорила со Шкловером о том, что вообще произошло, о причинах преследования в России и основаниях для столь быстрого освобождения в Армении. Фото: Роман Шкловер; Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press.
Арест у метро в центре Еревана
Первое сообщение о задержании 34-летнего уроженца Барнаула Романа Шкловера появилось в телеграм-канале «Русская диаспора Армении» (РДА), созданном в начале сентября и насчитывающем 32 подписчика.
Один из лидеров РДА, краснодарский активист Валерий Клименченко, написал, что Шкловера задержали в 11:20 по местному времени на площади Республики в Ереване. Сделали это оперуполномоченный уголовного розыска полиции Карен Галстян с коллегой. После этого россиянина доставили в отдел охраны метрополитена на станции метро «Дружба», а затем поместили под арест в ИВС района Эребуни. «Роман уехал из России в связи с политически мотивированным уголовным преследованием. На данный момент ему избрана мера пресечения в виде ареста и грозит передача его российским силовикам», — говорилось в сообщении активистов. Однако в заключении активист пробыл меньше половины дня и уже ночью вышел на свободу. «В полночь Романа Шкловера освободили из-под стражи. Благодарим всех за проделанную работу», — заявили в РДА.
В разговоре с «Новой газетой Европа» Роман Шкловер рассказал, что утром 21 октября шел на работу (Шкловер работает поваром в одном из заведений общепита в Ереване. — Прим. ред.), когда ему поступил звонок от Галстяна «с просьбой увидеться и поговорить». Они встретились у памятника Араму Манукяну на площади Республики, прямо у входа в метро. «Полицейских было двое. Мне сказали, что я в розыске в России и, поскольку у двух стран есть определенные договоренности о разыскиваемых, то меня обязаны задержать. В отделе меня допрашивали несколько часов — про причины приезда, профессию, семью. Позже прибыл прокурор, и меня арестовали на 72 часа. Силу ко мне не применяли, были только моменты, когда повышали голос во время допроса. В целом сотрудники вели себя максимально вежливо, купили поесть. Возможно, с теми, кто совершает тяжкие преступления, они ведут себя по-другому, но в моем случае все было по-человечески», — говорит Шкловер. «Новая-Европа» направила официальный запрос в МВД Армении в связи с задержанием Романа Шкловера, но к вечеру 23 октября ответа не получила.
«В России задерживали так, будто я человека убил»
Барнаулец в разговоре с «Новой-Европа» подчеркнул, что выступает против войны в Украине, а в 2023 году его несколько раз арестовывали по административным статьям. Телеграм-канал «Чернильная лента» писал, что Шкловера трижды судили по административной статье об экстремизме, а в одном из случаев оштрафовали за надпись на гараже, «приравнивающую МВД к неизвестному нацистскому символу». Там было написано «МВД — фашисты», говорит сам Шкловер.
Шкловер с 2022 года вел YouTube-канал (сейчас он удален) и писал в соцсетях осуждающие войну комментарии. Из-за последних в 2024-м в отношении него возбудили два уголовных дела — сначала за «возбуждение ненависти либо вражды» (статья 282 УК РФ), а затем за «оправдание терроризма» (статья 205.2 УК РФ). В первом деле были скриншоты закрытого «оппозиционного» чата в телеграме. Во втором случае поводом стал ответ на комментарий в паблике «Инцидент.Барнаул» во «ВКонтакте». «Там какой-то провокатор призвал бомбить Украину, а я с досады написал, что лучше бомбить таких, как он. Но я никому не желаю смерти, выступаю за мир. Когда у меня был обыск, задерживали так, будто я человека убил. Чуть не вырвали дверь, разбили нос с губой, заковали в наручники и забрали всю технику. Я был под подпиской о невыезде. Летом меня приговорили по 282 статье к принудительным работам, хотя прокурор требовала три года колонии и собирались выносить второй приговор. Тогда я решил уехать из страны. Собрал вещи, сначала отправился в Беларусь, а уже оттуда в Армению», — говорит он.
«Претензий нет, можешь свободно жить в Армении»
По словам Романа Шкловера, полицейские в разговоре с ним не поднимали тему возможной экстрадиции, а арест объяснили проверкой его возможной причастности к совершению тяжких преступлений.
«Для экстрадиции нужно, чтобы “преступление”, которое я совершил в РФ, было и тут уголовно наказуемым, а здесь такой статьи нет. К тому же мое преследование очевидно является политическим.
После нескольких часов в ИВС меня выпустили и сказали, что на территории Армении я могу жить свободно и претензий ко мне нет. Со мной был адвокат из “Хельсинкской гражданской ассамблеи — Ванадзор”, мне помогали другие политические эмигранты. Я всем благодарен, считаю, что именно из-за их вмешательства и шумихи в СМИ меня так быстро освободили», — говорит он.
Свое уголовное преследование в России Шкловер называет «полнейшей бредятиной». Он жалуется на «сотни репрессивных законов, которые принимаются, чтобы заткнуть людей».
«По своим убеждениям я пацифист. Я адекватный человек и никакой терроризм никогда не буду оправдывать. Терроризм — это взрывы домов, убийство детей, женщин, невиновных людей. Госдума приняла эти законы, и теперь кого угодно можно объявить террористом за критику власти», — жалуется Шкловер.
Задержания активистов из России и Беларуси в Армении
В последние годы Армения стала одним из центров притяжения активистов, журналистов и отказников от армии из России и Беларуси, преследуемых на родине. Въезд в страну безвизовый и возможен без загранпаспорта, многие используют ее как перевалочный пункт для получения европейских и американских виз.
РФ, Армения и Беларусь (наряду с Кыргызстаном и Казахстаном. — Прим. ред.) входят в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — у них общая база розыска, и в некоторых случаях политэмигранты подвергаются задержаниям. Случаев выдачи политактивистов из Армении в последние годы не зафиксировано.
При этом в декабре 2023 года российская военная полиция задержала в Армении гражданина России Дмитрия Сетракова, отказавшегося воевать в Украине. В сентябре 2022-го он был мобилизован, в апреле 2023-го самовольно оставил часть и около полугода скрывался. Затем он сдался российским силовикам, после чего сбежал из воинской части корпуса военной полиции в Армению. После задержания Сетракова доставили на территорию российской военной базы в городе Гюмри, а 19 декабря 2023-го незаконно увезли в Россию.
В январе 2024 года суд Армении постановил предоставить убежище чеченцу Салману Мукаеву. В России в отношении него возбуждено уголовное дело о незаконном хранении боеприпасов. По словам мужчины, обвинение сфабриковано, а на самом деле его задержали и пытали из-за подозрений в гомосексуальности (Мукаев их отрицает. — Прим. ред.), после чего требовали заводить знакомства с геями и сдавать их силовикам. 22 октября стало известно, что Армения предоставила убежище гражданину Беларуси Владимиру Баландину. На родине его обвиняют в незаконном присвоении средств, однако защита настаивает, что он подвергается преследованию за участие в протестах против Александра Лукашенко в 2020 году.
Read Entire Article