Военных и их родственников все чаще обманывают мошенники. Расплачиваться за доверчивость приходиться деньгами, заработанными в зоне боевых действий. Корреспондент «Ветра» поговорил с родными солдат, которые связались со злоумышленниками, и проанализировал различные схемы кражи миллионов на «СВО».
Текст был впервые опубликован на сайте проекта «Ветер».
«Мне ничего не надо — пусть вернут деньги, которые Саша заработал».
Село Катенино близ Михеевского Горно-обогатительного комбината — совсем небольшое — здесь всего пара сотен участков, в основном принадлежащих сотрудникам комбината. Один из них — Надежды Переваловой.
Дом Надежды обложен свежими строительными блоками, рядом — неаккуратная пристройка. Во дворе — беспорядок. Только недавно здесь появился железный забор. Почти все лето семья прожила без ограждения и входной двери. Чтобы попасть внутрь, матери Надежды приходилось «прыгать» через ступенчатое крыльцо. Все это — последствия ремонта, в который Перевалова вложила большие деньги еще в мае этого года. Дом Надежды после ремонта, источник: 31.ru.
30 января сын Надежды — Александр — подписал контракт с Вооруженными силами и покинул родительский дом, чтобы воевать в Украине. Семья не хотела отпускать 21-летнего Сашу. Голубоглазый, всегда чуткий к матери и бабушке, скромный и «скрытный», — как описывает его мать — он не хотел расстраивать близких, поэтому в военкомат пошел в тайне от них. Со слов одноклассников он целый год «вынашивал» это решение:
«Это же ведь тоже сколько надо сил, чтобы туда поехать? Они же знают прекрасно, что оттуда могут не приехать. Они же это понимают, когда подписывают контракт, что они едут и могут умереть. Но он решился, не дал никому слова сказать: “Я поеду, я об этом мечтал, там настоящая работа”,– он говорил», – вспоминает Надежда.
Всего через 4 месяца Александр погиб под Крынками. За несколько недель до смерти он «подгонял» мать, чтобы она на деньги, полученные с контракта, начала ремонт в доме, где он вырос. Саша мечтал служить в горячих точках, вернуться из Украины и поехать в Сирию. И отдыхать каждый раз хотел в доме в Катенино. Мечтой молодого человека было провести воду и сделать санузел, поставить забор и построить баню. «Душа его была в этом доме», — говорит мать. Теперь только память. Надежда с фотографией сына, источник: 31.ru.
Когда Александр только уехал в зону боевых действий, Надежда взяла в магазине брошюру: строительная бригада предлагала свои услуги в окрестностях Катенино. За пару недель до смерти сына, когда родственникам уже начали поступать выплаты за контракт, Перевалова решила позвонить по номеру, указанному в буклете. Через три дня она уже описывала свои планы начальнику бригады Льву. Надежда сразу отнеслась к бородатому мужчине с недоверием. Уточнив его национальность — Лев представился армянином — она успокоилась. «Он сказал, что он армян, а оказался — цыган». Позднее заголовки СМИ пестрили словами том, что именно цыгане обманули семью участника СВО.
Команда Льва сделала демонтаж, залила фундамент и построила новую веранду. А потом, как говорит Надежда, началась “веселуха”:
«Сперва он мне говорил: у него папа заболел раком. Через какое-то время он, говорит, папу похоронил. Потом выясняется, что у него ребенок родился недоношенным — помер ребенок. И как он в [других СМИ в своем] интервью говорит: “Я же хозяйку предупреждал, что у меня, мол, горе в семье”. Так у него горе это было, когда он мне еще все строил, он уже потом стал исчезать».
При этом Лев, судя по всему понимал, что может спекулировать на сентиментальности Надежды. Стройка шла как раз, когда семья Переваловых хоронила сына. «Я сначала держалась маленько, а потом разревелась — стала говорить, что у меня ребенок погиб, что ребенок мечтал об этом доме». Знал он и на какие деньги проводится ремонт.
Всего, со слов Переваловой, бригада взяла почти 2,7 млн рублей, хотя сначала мастера оценили работу в 4,5 млн. В итоге рабочие не сделали даже половины и не предоставили чеки за строительные материалы. Когда родственники Надежды написали об обмане в соцсетях, строители попросили отсрочку до мая, но отказались возвращать деньги. Надежда хотела получить оставшуюся за несделанные работы деньги и разойтись: «Мне не надо ни ущерба, ничего. Пусть вернут деньги которые Саша заработал, это сына деньги, все остальное я с них брать не хочу».
Однако Следственный комитет начал проверку. Сейчас Перевалову опрашивает прокуратура, а Льва Щадрина и его партнера отправили в СИЗО. Как утверждает пострадавшая, кроме них двоих из бригады, в которой также состоял брат Щадрина и другие люди, никого к ответственности пока не привлекали. Надежда пока не знает, чем закончится дело, но говорит, что другие пострадавшие от мошенников начали заявлять о себе: «Там помимо меня есть еще люди, в том числе женщина с Карталов. У нее тоже старший сын — участник СВО, и он сейчас в данный момент он находится на Украине, воюет, а брат у него — инвалид. Где человечность у людей?»
«Наши мужчины на войне, у них нервная система расшатана — всем верят»
Похожих историй десятки, если не сотни. В СМИ регулярно появляются новости о том, что аферисты обманывают военных плп пх родственников на миллионы рублей. Рынок недвижимости тут особенно привлекателен.
Владимир Шемякин подписал второй контракт после ранения и опять получил тяжелое увечье, за которое ему перевели выплаты. Боец отдал заработанный «кровью и потом», как он сам выражается, миллион строительной фирме и хотел построить дом на участке отца. Но строительная фирма «Эко Хаус» так и не начала работу. Позже выяснилось, что мошенники обманули около 60 человек. И пусть уголовное дело все же возбудили, фирма продолжает работать. Владимир Шемякин, источник: RT.
Участнику спецоперации из Свердловской области повезло еще меньше. Когда его также обманула строительная фирма, правоохранители даже не стали разбираться. Обращения бойца о том, что он потерял деньги, игнорировали больше года. Только 13 месяцев спустя Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело. О том, наказаны ли сейчас преступники неизвестно.
А несколько месяцев назад сразу три военнослужащих перевели некоему мужчине больше миллиона рублей якобы за получение льготных квартир. Бойцов обманули, сейчас дело находится в суде.
Мошенники не только наживаются на деньгах с СВО, но и сами же бегут в зону боевых действий от ответственности.Как владелец ООО “Амулет” – гражданином Черныхом, – который украл на строительных работах более 15 миллионов рублей а потом уехал в Украину. Обманутым клиентам он угрожает, прибавляя, что теперь у него есть оружие.
Такой же выход предложили и «гадалке Зинаиде» — мужчине, который выманил у военнослужащего 2,7 млн рублей за полгода. «Зинаида» предложила 21-летнему участнику СВО вложиться в некий бизнес. Преступник уже потратил их, а силовики предложили ему уехать в зону боевых действий.
С мужем Елены (имя изменено) тоже связалась гадалка и обещала снять порчу и сглазы. Два месяца она просила его покупать свечи и кулоны, записывать свои желания и сжигать, завязать супругу 7 узлов. В итоге семья лишилась 14 тысяч рублей. Елена, в свою очередь, обратилась к шаману, который сказал, что гадалка обманывает ее мужа, потому что маги денег за помощь не берут:
«Муж 2 раза ей платил, верил, начал нервничать и психовать, думая что на нем порча. Сами знаете, что в таком месте наши мужчины находятся сейчас, на войне, что у них нервная система расшатана — всем верят Я хочу, чтобы вы помогли другим женщинам в таких случаях, когда мужья слушают таких шарлатанок и гадалок». Елена рассказывает о мошенниках.
Украинские солдаты с российскими номерами
Родственники погибших военных особенно уязвимы. Многие, отчаявшись получить информацию о пропавших без вести родных, начинают поиски через группы и чаты. А мошенники только и ждут фото, ФИО и другие данные в открытом доступе.
Эльвира (имя изменено) потеряла связь с сыном в августе. Он — срочник, оказался на территории Курской области в момент украинского наступления. Эльвира сразу бросилась искать его в специализированных сообществах. Уже 10 августа с ней связались якобы солдаты ВСУ: на аватарке в Телеграме — военный на фоне украинского флага, никнейм подписан фамилией «Горбунко», при этом номер, к которому привязан аккаунт — российский. Диалог Эльвиры с «бойцом ВСУ».
Мужчина, представившийся военным из Украины попросил у Эльвиры 15 тысяч рублей в качестве благодарности за разговор “только о личном” и поторопил ее, якобы он в локации, где находится сын Эльвиры пробудет всего 20 минут, поэтому времени на перевод денег у нее не много. До озвучивания суммы он отправил ей исчезающее фото сына: на нем “срочник” стоит в военной форме в темном помещении, предположительно в подвале. «Боец ВСУ» просит у Эльвиры оплатить услугу.
Эльвире повезло: рядом с ней оказались ее дети, которые со второго телефона сфотографировали присланный файл. Внимательно рассмотрев изображение, они поняли, что это фотошоп. Так и не дождавшись от нее денег, мошенники удалили переписку.
Истории о том, как с родными связываются «бойцы ВСУ» и просят символическую сумму за разговор с близким появляются в чатах близких военных каждый день. Многие попадаются. При этом популярны и другие схемы.
Чаще всего в Телеграме рассылают сообщения или звонят семьям военнопленных и пропавших без вести, предлагают включить их близких в список на обмен. Чтобы «помочь» близкому, аферисты просят перейти по ссылке в сообщении и заполнить анкету или внести предоплату, а затем крадут персональные данные и деньги.
К Эльвире по телефону с российского номера также обращались “волонтеры”, которые предлагали ей заполнить анкету на поиск. Они назвали свою фамилию и прислали опросник. Но, пробив номер по GetContact, Эльвира обнаружила, что данные не совпадают. На расспросы женщины мошенники также удалили переписку. Анкета, которую прислали Эльвире.
В таких случаях родственники обычно думают, что данные у них выманивают люди из Украины, чтобы получить сведения о российских военных. Однако зачастую таких преступников ловят именно в России. В Сибири задержали жительницу Ростовской области, которая за 30 тыс. рублей обещала матери военного найти ее ребенка. В отчаянии женщина перевела ей деньги, а позже узнала в военкомате, что сын погиб. А в Башкирии сестра участника СВО перевела миллион рублей уфимцу, который пообещал вызволить брата из плена. Он добавил, что в противном случае родственника казнят украинские военные. С мошенником девушку связала односельчанка, которая представилась гадалкой и предложила свою помощь.
«Адвокаты сочувствовали, сопереживали, обещали, пока я не подписала договор»
Семью Анны (имя изменено) обманули несколько раз — и не только мошенники. Ее брат получил ранение из-за ошибки капитана — лишился нескольких пальцев, у него перестала функционировать рука. Вместо отпуска по болезни и выплаты в размере 3 миллионов рублей (ранение он получил до подписания указа о дифференциации выплат), его отправили в обычный отпуск и на ВВК, а затем вернули на фронт. Он отказался воевать, за что его поместили в пыточную тюрьму в Луганске.
Анна связалась с адвокатами в попытках вытащить родственника на ВВК и признать его негодным к службе. Она перевела больше 200 тысяч рублей за работу. Переписка Анны с адвокатом.
Несколько месяцев юристы судились: «Сначала сказали,что данному адвокату нужно уехать по семейным причинам и он не сможет заниматься делом, другой якобы уволился». Анна рассказывает о работе недобросовестных юристов.
Фирма пообещала, что сможет получить для брата Анны направление на ВВК, однако безрезультатно посетив несколько заседаний, ее представители сказали, что свою работу сделали: «Они просто тянули время, хотя на кону стояла жизнь человека. А мне так красочно все рассказывали, сочувствовали, сопереживали, обещали, пока я не подписала договор». Анна рассказывает о мошенниках.
В процессе судебных разбирательств, Анну просили составлять жалобы и оплачивать их грамотную подачу. На это ушли несколько десятков тысяч рублей. Выплаты по ранению так и не пришли. А осенью мужчину отправили в штурм. С октября этого года он числится пропавшим без вести. Анна пишет по поводу своего родного властям каждый месяц, но пока она так и не получила ответа, что с ним.
Случай Анны показателен: чтобы судиться с сотрудниками юридической фирмы, которые очевидно знают все лазейки в законах, ей нужно нанять опытных адвокатов. Денег на них нет, потому что обещанных государством выплат нет, а статус “без вести пропавшего” вообще ничего не предполагает.
Неудивительно, что в таких случаях родные готовы отдать любые деньги, чтобы вернуть близких из зоны боевых действий. Понимая, что законными методами родных с фронта вытащить нельзя (так как контракты с сентября 2022 года стали бессрочными), в попытках сохранить жизнь близких, родственники прибегают к помощи «решал». Наверное, самый громкий случай мошенничества произошел с москвичкой Ириной, которая отдала знакомой 62 миллиона рублей, лишь бы ее супруга вытащили с передовой. Но и этот метод не сработал. Сейчас муж Ирины все еще находится в зоне СВО.
***
Надежда Перевалова из Катенино рассказывает, что в село удалось вернуться двум мобилизованным — оба приехали без ног. Еще двое все еще участвуют в спецоперации. Четверо добровольцев вместе с ее сыном приехали в Катенино в цинковых гробах. Их смерти — часть чужого бизнеса. И даже не тех мошенников, которые представляются военкорами Челябинска и регулярно звонят семьям всех четверых бойцов в попытках получить данные карты, якобы чтобы перевести выплату за «медаль».