Дипломат в три хода. Стремление к переговорам о мире — это еще не мир

1 year ago 50

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. Фото: Selcuk Acar / Anadolu Agency / Getty Images
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш заявил о готовности посредничать в переговорах по Украине после предложения Киева провести мирный саммит в феврале нового года. Может быть, вот оно — «до мира рукой подать», как сказал ровно 50 лет назад, в декабре 1972 года, американский госсекретарь Генри Киссинджер применительно к войне во Вьетнаме?
Всякая война завершается переговорами, если только не капитуляцией или разгромом одной из сторон. Переговоры имеют смысл, когда противники готовы пойти на уступки, рассчитывая на международные гарантии закрепления хоть части того, чего добились на поле боя. По крайней мере, в современном взаимозависимом мире это представляется так. Но важны нюансы и детали.
Военные действия России против Украины, объявленные 24 февраля 2022 года как специальная операция с ограниченными целями, затянулись на более чем десять месяцев, и конца пока не видно. Погибли уже десятки тысяч людей и миллионы мирных граждан изгнаны из своих домов, миллионы украинских беженцев хлынули в Европу, грозя ей гуманитарной катастрофой, мировая экономика с привычным взаимовыгодным нефтегазовым браком по расчету между Россией и Западом поставлена на уши. „

Вряд ли Кремль планировал или предвидел такое, отдавая приказ войскам перейти границу соседнего государства. Потом пришлось творчески исправлять просчет, действуя по обстоятельствам.
Переговоры о перемирии между Россией и Украиной уже были. В Турции в первые дни военных действий. Но потом интерес Киева к ним пропал — по мере того как российские войска отступили кое-где на важных участках фронта, а российская сторона по-прежнему настаивала на выполнении всех заявленных целей СВО. То есть требовала полной капитуляции. К тому же, в Украине ощутили мощную всестороннюю поддержку Запада, пусть не такую, какую тот мог бы оказать. Лиха беда начало.
Но вот — снова надежда на дипломатию. В интервью Associated Press глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что украинское правительство к концу февраля надеется организовать международный саммит, посвященный установлению мира в Украине.
Заметим, не переговоры, а некую встречу в верхах. В ответ на вопрос, намерена ли Украина приглашать к участию Россию, Кулеба сказал, что «сначала ее нужно привлечь к ответственности за военные преступления в международном суде». Активную роль, по его словам, в международных переговорах может сыграть Гутерреш как глава «лучшей глобальной площадки». «Это не означало бы оказания услуги для определенной страны, это о том, чтобы вовлечь всех», — считает глава МИД Украины. „

Его напоминание о привлечении российского руководства к судебной ответственности за военные преступления вряд будет способствовать положительному отклику Москвы.
К тому же Киев только что призвал снять Россию с поста постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Сам генсек ООН, ожидаемо реагируя на такое предложение Киева, заявил через своих представителей, что готов стать посредником в переговорах, если на это будут согласны все стороны, включая Россию. ООН остается универсальной организацией ровно до тех пор, пока сохраняются остатки ее легитимности, основанной на согласии стран-победительниц во Второй мировой войне. Сейчас это не очевидно. Не исключаются и другие посредники. Президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что обратился за помощью к Индии в реализации «формулы мира» в телефонном разговоре с премьер-министром Нарендрой Моди. Индия прямо не осудила вторжение России в Украину.
Российская сторона, похоже, не намерена отступать от заявленных целей спецоперации. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, готова ли Москва идти на переговоры при некоторых условиях со стороны Киева, заявил, что Россия ориентируется только на свои цели, «на здравый смысл». Сам Владимир Путин утверждал, что открыт для переговоров, но обвинил Украину и ее западных союзников в том, что они не желают участвовать в них. Видимо, подразумевая под таким желанием прекращение помощи Украине в «бесполезном сопротивлении» наступлению российских войск. Министр иностранных дел Сергей Лавров уверяет, что США и их союзники по НАТО вместе с Украиной хотят победить Россию «на поле боя», чтобы уничтожить ее.
Не берусь предсказывать перспективы этого нового движения к дипломатической развязке. Но на основе пережитых лично событий во Вьетнаме в начале 1970-х годов могу сказать, что даже от начала переговоров до прекращения войны могут пройти годы, могут случиться драматические повороты, а заключенное соглашение не обязательно приведет к предполагаемому развитию событий.
В ноябре 1972 года война между вьетнамскими коммунистами и США, которые поддерживали антикоммунистический режим в Южном Вьетнаме, зашла в тупик. Ни одна из сторон не могла одолеть. „

В ноябре было вчерне готово выработанное за четыре года переговоров соглашение о мире. Именно тогда Киссинджер заявил, что «до мира рукой подать».
В декабре обе стороны засомневались, и руководство США решило «принудить к миру». За две недели «рождественских» бомбардировок американцы уничтожили остатки энергетической и транспортной инфраструктуры Северного Вьетнама, понеся неприемлемые потери в авиации (из-за современных средств ПВО, поставленных СССР). 23 января 1973 года Парижское соглашение было подписано практически в первоначальном (ноябрьском) виде. США ушли из Вьетнама, оставив южновьетнамских союзников, желавших жить в «американском мире». Через два года вьетнамские коммунисты взяли Южный Вьетнам военной силой. Вашингтон, связанный обязательствами перед Конгрессом, не мог вмешаться (да и не очень-то кто-то был озабочен нарушением Парижского соглашения).
Военные преступления американцев и их союзников остались во вьетнамских музеях. В США расследованы только несколько одиозных дел типа дела лейтенанта Колли о расправе в Сонгми. В 2021 году США — второй (после Китая) торговый партнер Вьетнама с тенденцией к росту. Американские и транснациональные корпорации получили во Вьетнаме больше места, чем при проамериканском сайгонском режиме.
В истории надо осторожно подходить к аналогиям и тем более делать из них выводы. Вьетнам, который стал жертвой агрессии самой сильной державы мира, это не Украина по многим критериям. Похоже, что подвижки к переговорному решению военного кризиса в Украине (если они действительно серьезные) должны созреть, а исход возможных переговоров не очевиден.
Read Entire Article