Быть принципиальным и независимым в России давно опасно. Быть таковым на Кубани опасно вдвойне. Кубань — давно не просто российский регион. Это отдельное государство со своим только ему присущим сводом неписанных правил, законов и понятий. Местный адвокат Михаил Беньяш в эти понятия категорически не вписался. Он давний оппонент силовиков Краснодарского края: защищает политических активистов, пишет бесконечные жалобы, предает огласке незаконные действия суда, полиции и прокуратуры, проходит все судебные инстанции… Короче, Беньяш держит силовой аппарат Кубани в тонусе. А силовики в ответ держат в тонусе его: проводят обыски, заводят уголовные дела, сажают в ИВС. В их понимании Беньяш «попутал берега». В понимании граждан, живущих в более цивилизованных реалиях, Беньяш — обычный адвокат, просто исполняющий свои профессиональные обязанности в соответствии с законом.
«Новая газета Европа» рассказывает о нелегком творческом пути принципиального юриста из Кубани Михаила Беньяша Михаил Беньяш. Фото: yuga.ru
Беньяш и мечты
«Единственное оружие адвоката — это слово. У нас нет полномочий, мы не можем приказать. Мы можем только сказать. Нас пытаются сделать предметом интерьера. Как только мы согласимся им быть, мы им станем. За право говорить адвокат должен бороться. Что я и делаю».
Это Михаил Беньяш, ему 45. По состоянию на март 2023 года он иностранный агент и лишен статуса адвоката. Он гроза краснодарских судов. Суды, как правило, вздыхают с облегчением, когда Беньяш покидает их здания. Когда же он внутри, судьи обычно вызывают приставов, чтобы удалить адвоката Беньяша из зала. Причина: он дискутирует и спорит. На Кубани это не принято. Дело не в законе (про него забудьте). Таковы понятия.
Беньяш, сам родом из Краснодарского края, решил эти понятия ломать.
О себе говорит так: адвокат-самоучка, хоть и с высшим образованием. Родился в Сочи в 1977 году. Там окончил школу и оттуда отправился в армию. На выбор профессии, по его словам, никто не влиял. Просто в армии пришло понимание необходимости получения высшего образования: «Кожей чувствовал: надо учиться». После возвращения из армии Беньяш поступил на юрфак сочинского филиала РГСУ (Российский государственный социальный университет). „
Говорит, образование там оставляло желать лучшего: «Другого образования в нулевые особо не было. Всё, что я знаю в праве, — я узнал сам. И это был большой труд».
Юридическую карьеру Беньяш начал с должности пристава-исполнителя. Но уже в 2005 году из службы судебных приставов ушел, решив сдать экзамен на адвоката. Показалось, что так он сможет больше зарабатывать на жизнь. Зарабатывал. Никакой защитой политических заниматься не собирался, клиенты были более приземленные: обвиняемые в мошенничестве, неуплате налогов, получении и даче взяток. Кроме того, молодой тогда адвокат вел многочисленные гражданские споры, в которых представлял местных жителей, борющихся с точечной застройкой. Фото: Wikimedia
В 2010 году Беньяша самого арестовали: якобы вымогал деньги у ответчика-застройщика, год провел в СИЗО, вину не признал, был осужден на три года. Тогда его первый раз лишили адвокатского статуса. Сам он связывает случай с тем, что защищал бывшего судью из Сочи Дмитрия Новикова, который обвинялся в превышении должностных полномочий, препятствовании осуществлению правосудия и вынесении заведомо неправосудных решений. Судья, в свою очередь, был известен тем, что публично обвинял судей Сочи и Краснодарского краевого суда в коррупции*.
— После дела Новикова и своего ареста я сразу и очень быстро всё понял, что происходит в стране, — рассказывает Беньяш. — Ощущение, что жил в тумане долгое время, а потом подул холодный ветер и всю пелену с глаз снес. И ты смотришь и думаешь в ужасе: «Господи, и вот в этом мы живем?!»
В 2013 году Беньяш уже участвовал в создании краснодарского отделения «Партии прогресса» — партии, основанной Алексеем Навальным, которую Минюст неоднократно лишал государственной регистрации. А еще спустя два года Беньяш восстановил свой адвокатский статус. „
Теперь среди его клиентов стали всё чаще преобладать гражданские активисты, оппозиционеры и участники несогласованных митингов и пикетов.
Весной 2017 года практически по всем городам России прокатились антикоррупционные акции «Он вам не Димон», организованные Навальным после отсутствия какой-либо реакции на его фильм о премьер-министре России Дмитрии Медведеве. Кубань не стала исключением.
— Пошел вал политической административки, — вспоминает Беньяш, — а следом уголовка за сотрудничество с «нежелательной организацией», «оправдание терроризма» и так далее… Я стал помогать людям.
Свои планы и мечты когда-то зарабатывать на жизнь адвокатурой он отложил в долгий ящик. Получать большие деньги на таких кейсах в принципе невозможно: в большинстве случаев адвокаты защищают гражданских активистов либо бесплатно, либо за символический гонорар.
Что Беньяш и стал делать.
К тому моменту он и сам постепенно превращался, по сути, в гражданского активиста. Нередко участвовал в акциях протеста в Краснодаре и Геленджике.Беньяш и дело об «укусе» полицейского
Известность на федеральном уровне Михаил Беньяш получил в сентябре 2018 года. Тогда в Краснодаре проходил несогласованный митинг местных жителей против пенсионной реформы. Вместе с его участниками задержали и Беньяша.
Как рассказывал сам Михаил, его остановили посреди улицы люди в штатском, затолкали в автомобиль, а потом избили в отделе полиции. Позже в больнице Беньяшу диагностировали ссадины на лице, руках, шее, скуле и челюсти, кровоизлияние в левую барабанную перепонку и травматический отит. Однако следствие четыре раза будет отказываться возбуждать уголовное дело на самих полицейских. А суды Кубани ожидаемо сочтут эти отказы обоснованными. Дело возбудили против самого Беньяша — о якобы «применении насилия к представителям власти» (ч. 1 ст. 318 УК). Травмы и ссадины на адвокате краснодарские полицейские объяснили тем, что Беньяш якобы сам ударился головой о машину. Кроме того, по версии силовиков, одного полицейского адвокат покусал, другому пару раз заехал локтем. Проверить это не представлялось возможным: не было видео с камер наблюдения, только свидетельства полицейских. Им суд ожидаемо и поверил, отправив адвоката в СИЗО. Михаил Беньяш после задержания. Следы избиения на лице, руках. Фото: Алексей Аванесян, защитник Михаила Беньяша.
За него включились коллеги. Это была корпоративная солидарность. Организация Amnesty International признала Беньяша узником совести, снять с него обвинение призвала международная комиссия юристов, а правозащитный центр «Мемориал» (иностранный агент, но тогда еще не ликвидированный) предупредил власти, что уголовное преследование Беньяша угрожает независимости адвокатуры и подрывает основы российской правовой системы. Наконец Евросоюз выпустил обращение к российским властям, в котором заявил, что уголовное преследование адвоката нарушило его право на беспрепятственную защиту людей…
Толковый словарь русского языка начала XXI века охарактеризовал бы реакцию российских властей на все эти заявления и обращения одним словом — «фиолетово». Зато адвокат Михаил Беньяш благодаря этому случаю получил широкую известность далеко за пределами Краснодарского края.
Через месяц его освободили из СИЗО под залог. А еще спустя год после инцидента, осенью 2019 года, Краснодарский суд признал Беньяша виновным в нападении на полицейских и оштрафовал на 30 тысяч рублей. Неистовый Беньяш добился в Краснодарском краевом суде отмены приговора, дело отправили на новое рассмотрение. В суде обвинение утверждало, что «кольцевидное кровоизлияние на верхней трети правого предплечья» полицейского — это и есть следы от «укуса» Беньяша. „
Когда подсудимый попытался ознакомиться с соответствующим медицинским заключением, то оказалось, что подобных выводов там нет.
— Когда я спросил эксперта от следствия показать в заключении ту часть, которая обосновывает, что след у полицейского на предплечье — это якобы и есть следы от моего укуса, она ответила, что это ее предположение и в заключении такого вывода нет. Эксперт сказала, что просто основывалась на медицинских картах потерпевших. При этом медкарты из дела пропали, их никто так и не увидел, хотя они вещдоки, — рассказывает «Новой газете Европа» сам Беньяш.
Как ожидается, в этом марте ему вынесут очередной приговор по делу. На этот раз прокурор запросил для него 40 000 рублей штрафа.
Впрочем, дело «об укусе» было за последние пять лет не единственным в копилке адвоката Беньяша. Так, в январе 2021 года на его съемной квартире прошел обыск — формально в связи с уголовным делом в отношении сына арендодателя. Дело было возбуждено по факту кражи муляжа пистолета. И хотя в ходе обыска муляж не нашли, следователи зачем-то изъяли два ноутбука, принадлежавшие Беньяшу. А после обыска и допроса его задержали за то, что распространил в интернете обращение к коллегам с просьбой выступить бесплатно в защиту участников намечавшейся акции в поддержку вернувшегося из Германии и подвергшегося аресту Навального.
— Я понимал, что задержаний будет много и я один захлебнусь. Вот и выступил с обращением. На следующее утро ко мне пришли с обыском и забрали всю аппаратуру, — вспоминает Беньяш.
Суд тогда приговорил его к пяти суткам административного ареста. Желание Беньяша оказать юридическую помощь суд квалифицировал как «организацию несогласованного мероприятия».
Ну а потом была война.Беньяш и война в Украине
Принимаемые с бешенной скоростью в первые месяцы вторжения в Украину законы об уголовной ответственности россиян, выступающих против войны, не прошли и мимо Беньяша. Он выступил и против этой войны, и против этих законов. Открыто. Язвительно. Метко. Как всегда.
Через четыре дня после начала войны, 28 февраля 2022 года, в краснодарском издании «Протокол» появился пацифистский ролик коллектива журналистов, юристов и гражданских активистов. Они высказывали свое мнение по поводу войны и комментировали действия российских властей. Снялся в этом ролике и Беньяш. Он говорил: «То, что происходит в Украине сейчас, — это преступление. Убивать людей ненормально Это шок для нас всех. Это ломает всё то, в чем я вырос. Так не должно быть. Поэтому я обращаюсь ко всем гражданам России, к моим коллегам, вне зависимости от того, каким авторитетом они пользуются, — мэтры, не мэтры, юные адвокаты, представители палат, — я вас прошу присоединиться и сказать: «Нет войне». Если солдаты НАТО нападут на Россию, я пойду в военкомат, попрошу выдать мне оружие и пойду в ополчение защищать свою страну. Но солдаты НАТО не напали на Россию. А почему-то российские солдаты находятся в чужом государстве. Я хотел бы, чтобы русские матери, у которых дети проходят срочную службу, связались со своими детьми и потребовали от них не участвовать в этой преступной войне. Нашим друзьям из Украины я хочу сказать: «Держитесь. Это всё пройдет. Рано или поздно».
Вскоре в полиции на Беньяша уже был готов административный протокол по статье 20.3.3 КоАП «Об ответственности за дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, а также за призывы к введению в отношении Российской Федерации мер ограничительного характера».
В суде Беньяш напоминал о конституционном праве на свободу слова и указывал на ошибки в полицейском протоколе. В итоге добился, по сегодняшним меркам, немыслимого: Ленинский райсуд Краснодара прекратил дело по процессуальным основаниям… Что для дел «о дискредитации» вообще большая редкость: российские суды всегда встают на сторону полиции.
Впрочем, стерпеть этого полиция не смогла и обжаловала дерзкое решение суда. Нижестоящая инстанция прекратила дело «по истечению срока давности». Беньяша это не устроило, и он сам обжаловал решение, пообещав дойти до Конституционного суда для проверки самой статьи 20.3.3 КоАП… Словно в ответ на него, следом составили новый протокол по делу «о дискредитации армии». На этот раз полиция насчитала около 30 упоминаний слова «война» в публикациях адвоката в его телеграмм-канале. Слово это использовалось в совершенно разных контекстах. Например: «Такое я ранее читал лишь в книгах про войну и фашистов», «Я не буду убирать публикации, маркированные: «Нет войне»», «К войне спокойно относиться нельзя», «Слово «война» под абсолютным запретом». „
Его оштрафовали на 30 тысяч рублей. Беньяш называл претензии полиции «бредом» и объяснял суду, что фраза «Нет войне» — вообще-то, традиционный лозунг пацифистов, требование мира и прекращение убийств людей…
На него смотрели как на камикадзе.
Осенью 2022 года власти в итоге внесли его имя в реестр иностранных агентов. В качестве причины Минюст России указал «осуществление политической деятельности», а источником иностранного финансирования Беньяша была названа Украина, как и у всех иноагентов последнего времени.
«Финансирование с суверенного государства Украина или ее граждан я не получал. Думаю, что благодаря моей родине у Украины есть куда более приоритетные расходы», — ответил на это Беньяш в своем телеграм-канале.
Еще адвокат заявил, что не будет ставить маркировку, «потому что не хочет и не обязан: достаточно будет клейма в названии канала». А про планы сообщил: «Жить и работать буду в России. Меня здесь ждет оправдание по 318 УК (то самое дело о «применении насилия» в отношении полицейских. — Прим. ред.), и я обещал коллегам, что не уеду, пока меня не оправдают. И вообще. Ещё нигде я так не угорал, как в России и от России».Беньяш и оскорбленный Минюст
Включение себя реестр иноагентов он обжаловал. Разумеется, суд из реестра Беньяша убирать не стал.
А вскоре его отстранили от защиты троих сотрудников Росгвардии, уволенных за отказ ехать на войну в Украине. Поводом стал как раз его статус «иностранного агента», который не позволяет работать с гостайной. Правда, Беньяш по этому делу ознакомился с гостайной еще весной, то есть еще до включения в список иноагентов. Но суд не смутился. «Как сделать так, чтобы я забыл гостайну, раз не имею права знать, но уже знаю?» — с иронией написал он и отдельно прошелся по Минюсту, что потом и будет стоить ему лишения адвокатского статуса.
«С Минюстом мы посудимся. Это вопрос уже ритуала. Не догнать, так согреться. Заодно потроллить мудаков. И ах да. Совсем забыл. Минюст — сосет».
Пожалуй, в России это единственный иноагент, который, находясь в стране, высказал о Минюсте всё, что он о нем думает.
В декабре оскорбленное Министерство юстиции России в лице своего Краснодарского управления потребовало от местной палаты адвокатов лишить Беньяша адвокатского статуса. За «грубое неуважение» к властям и «негативные суждения о действиях Министерства юстиции».
Квалификационная комиссия адвокатской палаты Краснодарского края рассмотрела претензии Минюста весьма оперативно. Делала палата это, кажется, не без энтузиазма: Беньяш часто напоминал о фактах кумовства внутри ее структуры и предлагал с этим покончить. Так, должность президента в Краснодарской палате адвокатов в свое время перешла от отца Чехова Владимира Петровича к сыну Чехову Андрею Владимировичу, а недавно от Чехова Андрея Владимировича — к его сестре, нынешнему президенту палаты Васильевой (Чеховой) Светлане Владимировне. Эту информацию на Совете, где рассматривался вопрос о лишении Беньяша статуса, озвучивала и защита опального адвоката. Чехов Владимир Петрович и Чехов Андрей Владимирович — бывший и нынешний президенты Краснодарской палаты адвокатов. Фото: Адвокатская палата Краснодарского края
Сами Чеховы озвученное опровергать не стали.
17 февраля 2023 года Совет палаты под президентством Светланы Владимировны Васильевой (Чеховой) требование Минюста удовлетворил и лишил Михаила Беньяша адвокатского статуса сроком на три года. Кстати, эта же палата в 2017 году по представлению республиканского суда лишила статуса сразу двух адвокатов: Сергея Наумова за то, что тот зашел в суд в шортах и бандане, и Виталия Буркина — за критику судей Башкирии в своем ЖЖ.
Совместную фотографию с обоими Беньяш на днях выставил у себя в соцсетях. Он намерен оспорить решение о лишении адвокатского статуса в суде и не будет пытаться получить его в каком-то другом регионе.Демшиза
Словом, Беньяш никогда не принадлежал, не принадлежит и, что-то говорит, никогда не будет принадлежать к типу адвокатов-лакшери, ведущих громкие кейсы (чиновники, губернаторы, крупный бизнес), зарабатывающих баснословные гонорары, одевающихся в солидные костюмы и не опускающихся до гражданских активистов. В понимании этих адвокатов такие, как Беньяш, — демшиза. Два мира.
— Я не делаю ничего неправильного, — говорит он напоследок в беседе с «Новой газетой Европа». — Я просто называю плохое плохим, хорошее хорошим. И это гораздо важнее, чем мой адвокатский статус. Для меня это дело принципа — называть вещи своими именами. „
Все мои слова, все мои поступки — в рамках существующей Конституции. Мое поведение нормально. Это неадекватная реакция на него ненормальна.
Если бы большая часть людей вела себя примерно так же, то бы мы жили в другой стране. Очень жаль, что в России люди перестали бороться за принципы. Мы за эти 20 лет забыли, что само право базируется на принципах. Мне постоянно говорят: «Подумай о последствиях: у тебя семья, работа, подзащитные». Ребята, то, что происходит, это уже и есть последствия. Последствия многолетнего молчания, аморфности и безразличия. Еще говорят: «Аккуратнее надо быть, обходить острые углы». Мне кажется, это неправильно. Это всё равно что уклоняться от защиты прав. Ползучее зло этим и пользуется: люди перестают защищать право. У нас страна уже в какой-то тотальной темноте из-за этого. Я вообще не жалею ни об одном своем слове и ни об одном поступке. Серьезно.
*Впоследствии Дмитрий Новиков был освобожден от наказания по нереабилитирующим обстоятельствам — в связи с истечением сроков давности.