31 октября председатель ЦБ Эльвира Набиуллина выступила в Госдуме на заседании комитета по финансовому рынку. Она объяснила, почему Центробанк ведет жесткую денежно-кредитную политику и повышает ключевую ставку. «Новая-Европа» собрала главные высказывания чиновницы. Ключевая ставка и инфляция
25 октября ЦБ повысил ключевую ставку с 19% до 21% годовых. Набиуллина заявила, что если бы ранее ее не подняли 16%, то сейчас бы в России был «более «взрывной» рост и корпоративного, и розничного кредита, и еще больший перегрев спроса со всеми вытекающими для инфляции последствиями». Это привело бы к более высокой инфляции.
«Что касается устойчивого заблуждения, что рост ключевой ставки разгоняет инфляцию, это противоречит опыту многих стран и нас, и даже логике. Да, процентные расходы растут у компаний. Но процентные расходы, мы проанализировали 300 тыс. предприятий, в среднем это в расходах компании до 5%», — отметила Набиуллина.
Она заявила, что ЦБ не поддастся искушению расширить льготное кредитование на фоне повышения ставки, а также подчеркнула, что от инфляции растут затраты компаний гораздо больше, потому что они вынуждены переплачивать за материалы, сырье и оборудование:
— Именно инфляция высокая, если с ней не бороться, является двигателем, а не процентные расходы.
В сентябре годовая инфляция в России держалась на уровне 8,63%. Председатель ЦБ подчеркнула, что «высокая инфляция может быть выгодна только тому бизнесу, чьи товары люди вынужденно будут покупать независимо от роста цен». Для всех остальных предприятий «это огромный фактор неопределенности будущего финансового результата».
«Это опасная иллюзия считать, что повышенную инфляцию можно надежно удерживать в каком-то коридоре. Поэтому мы здесь не собираемся делать никаких скидок по достижению нашей цели в 4%. На наш взгляд — это максимум того, что можно считать ценовой стабильностью», — сказала Набиуллина. Денежно-кредитная политика и рост экономики
Во время выступления чиновница признала, что Банк России вынужден был перейти к жесткой денежно-кредитной политике, и что это новая ситуация для российской экономики.
«В целом жесткая денежно-кредитная политика это не прихоть Центрального банка, это неизбежная реакция на то, что происходит в экономике и в нынешних условиях экономика и государство, и частный бизнес должны направлять ресурсы на приоритетное направление», — заявила она.
Набиуллина уверена, что этот период «окупится», ведь через это прошли многие страны, «прежде чем добились устойчиво низкой инфляции и тех преимуществ, которые дает низкая инфляция, в том числе доступной рыночной ипотеки и доступных кредитов для бизнеса». По ее мнению, рост экономики РФ сейчас продолжится, но «уже более умеренными темпами».