Фигурантке «антивоенного дела» из Иванова Ольге Назаренко предъявили окончательное обвинение по статьям о дискредитации российской армии (ч. 1 ст. 280.3 УК) и о неоднократном нарушении «митингового» законодательства (ст. 212.2 УК); следствие по ее делу закончилось. Об этом сообщает адвокат от ОВД-Инфо Оскар Черджиев, который представляет ее интересы.
О возбуждении дела о повторной дискредитации армии против Назаренко стало известно в сентябре 2022 года: тогда к активистке пришли с обыском. Поводом стали антивоенные листовки, которые она, по версии следствия, расклеила 10 августа и 6 сентября того же года. В ходе следственных действий силовики изъяли у женщины два плаката «Узурпутина на нары! Навальному свободу!» и «Путин, отведи войска!».
До возбуждения уголовного дела Назаренко оштрафовали на 40 тысяч по административной о дискредитации армии (ст. 20.3.3 КоАП) — из-за одиночного пикета с плакатом, где была написана цитата украинской поэтессы Лины Костенко.
В октябре 2022 года активистка стала подозреваемой по «дадинской» статье. Это дело возбудили из-за пикета в поддержку Никиты Уварова, осужденного по делу «канских подростков», и трех антивоенных пикетов. Два из них — с плакатами «Нет войне» и «Я россиянин против войны. Путина в Гаагу» — Назаренко провела в феврале. Третий — с плакатом против войны и в поддержку людей, ставших политзаключенными из-за антивоенной позиции, — 10 сентября 2022 года.
После возбуждения второго уголовного дела Назаренко отстранили от преподавания в государственной медицинской академии.
В декабре 2022 годе Назаренко предъявили обвинение по статье о повторной дискредитации армии РФ (ч. 1 ст. 280.3 УК) и по «дадинской» статье о неоднократном нарушении порядка проведения публичных мероприятий (ст. 212.1 УК). А в январе с обвиняемой взяли подписку о неразглашении.
В мае 2022 года к женщине также приходили с обыском — в рамках дела о вандализме (ч. 1 ст. 214 УК), которое возбудили против местного активиста Сергея Веселова из-за надписи «Нет войне» на здании администрации города Шуя Ивановской области.
Назаренко находится под подпиской о невыезде.
Как нас учили бояться митингов English version Дата публикации: 07.04.2023 Данные актуальны на 10 февраля 2023 года Введение — Если я сегодня пойду на митинг и меня снова поймают, это будет отягчающим обстоятельством? — Что мне
ОВД-Инфо
С 24 февраля 2022 года — первого дня полномасштабного вторжения в Украину — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 550 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.
Статью 280.3 (Публичные действия, направленные на дискредитацию вооруженных сил Российской Федерации) включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года — таким образом правительство отреагировало на антивоенные выступления и высказывания, а также распространение информации о войне, не исходящей из официальных российских источников. Максимальное наказание по статье — семь лет лишения свободы.
Статья 212.1 УК — «дадинская» — наказывает за неоднократные нарушения правил проведения акций. Первым осужденным по этой статье был активист Ильдар Дадин. В 2017 году, в связи с уголовным преследованием Дадина, Конституционный суд рекомендовал возбуждать дела по этой статье только в том случае, если в действиях предполагаемого нарушителя была угроза для общества. Несмотря на эти рекомендации, российские силовики продолжают использовать статью 212.1 УК для давления на оппозиционных активистов, даже если их действия не создавали угрозу для общества.