В пятницу поэтессу и барда Веронику Долину задержали в аэропорту Жуковский по прилете из Тель-Авива. На таможенном контроле у нее изъяли блистеры с «Ивалгином», «Трамалом», «Суматриптаном», а также препараты, содержащие кодеин и бротизолам, — некоторые из этих лекарственных средств относятся к наркотическим и психотропным, а их перемещение в РФ строго регламентируется. Как сообщает телеграм-канал Shot, в данный момент решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статьям о контрабанде сильнодействующих веществ и наркотиков, а Веронике Долиной может грозить до 20 лет колонии.
«Новая-Европа» выяснила, какие правила нарушила поэтесса. Аптека в Москве. Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва».
Что это за лекарства?
Препараты, которые изъяли у Вероники Долиной, — это лекарственные средства, имеющие обезболивающий и противовоспалительный эффект. «Ивалгин» — торговое наименование ибупрофена, одного из наиболее распространенных средств от головной боли и температуры. Вероника Долина. Фото: books.vremya.ru.
«Суматриптан» содержит одноименное действующее вещество и применяется для купирования приступов мигрени. «Трамал» — тоже обезболивающее средство, но более сильное, оно применяется при серьезных травмах или болезненных медицинских манипуляциях, при инфаркте миокарда и онкологии. Кодеин используется в составе болеутоляющих препаратов, а также как противокашлевое средство. Бротизолам обладает успокоительным и снотворным действием.
Почему возникли проблемы с их ввозом?
Часть этих препаратов действительно относится к наркотическим и психотропным веществам. Так, в состав «Трамала» входит трамадол — опиоидный анальгетик с центральным механизмом действия. К группе наркотических анальгетиков относится и кодеин, природное алкалоидное соединение, производное от морфина. Бротизолам входит в группу производных бензодиазепина и является психоактивным веществом.
Оборот всех наркотических и психотропных веществ контролируется в любом государстве, а нарушения правил их ввоза, хранения или применения попадают под действие уголовных статей. Получается, если человек принимает эти лекарства, он должен оставаться дома, поскольку не сможет с ними ни выехать, ни вернуться обратно в свою страну?
Не совсем так. В России перемещение лекарственных препаратов регламентируется Единым перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — правительство его утверждает, регулярно пересматривает и обновляет. Этот перечень выделяет несколько категорий веществ, к которым приковано пристальное внимание государства. Например, есть наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых полностью запрещен в РФ. К ним относятся такие вещества, как гашиш, героин, каннабис, метадон, морфин и некоторые другие, которые входят в так называемый список I. А есть список II, который составляют наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых ограничен и подлежит строгому контролю.
Вот к последнему и относятся трамадол, бротизолам и кодеин. „
Препараты из этого списка можно ввозить, но с некоторыми оговорками. Во-первых, только для личного применения, а значит, количество упаковок должно быть в рамках разумного.
Что таковым считать, нигде не указано, и в каждом случае таможенники решают на свое усмотрение.
Во-вторых, ввозить эти препараты можно лишь по медицинским показаниям, которые должны быть подтверждены документально. Это может быть либо рецепт на препарат, либо выписка из медицинской карты — все на русском языке либо с нотариальным переводом.
Ну и, наконец, те, кто везет подобные лекарства, обязаны заполнить таможенную декларацию. Неужели все и всегда декларируют «проблемные» лекарства?
— На самом деле, пациенты довольно часто везут из Израиля препараты, которые содержат наркотические вещества, — поясняет «Новой-Европа» онколог на условиях анонимности. — Это и таблетки, и обезболивающие пластыри. Бывает, что и более сильные препараты, чем «Трамал», привозят. В Израиле проблем с выпиской таких лекарств нет, и, конечно, многие используют эту возможность.
По словам моего собеседника, он ни разу не слышал от своих пациентов, чтобы кого-то остановили, проверили и тем более завели уголовное дело. При этом важно помнить, что закон трактует это как контрабанду наркотических средств. Сегодня к некоторым людям проявляют повышенное внимание (сын Вероники Долиной — кинокритик Антон Долин, имеющий статус «иноагента»), и для них риски выше. Таблетки, рассортированные для регулярных приемов. Фото: «Новая Газета Европа».
С какими еще препаратами могут быть проблемы?
Помимо тех, которые входят в Перечень наркотических средств и психотропных веществ, проблемой могут стать препараты, которые не зарегистрированы на территории РФ.
Ведомство разрешает ввозить не зарегистрированный в России лекарственный препарат для личного пользования, если соблюдается ряд условий: наличие медицинских показаний (например, индивидуальная непереносимость аналогов лекарства или по жизненным показаниям) и назначение этого препарата по решению врачебной комиссии. Как сообщают в Минздраве РФ, в этом случае „
ведомство оперативно, в течение пяти дней, должно выдать разрешительные документы на ввоз незарегистрированных лекарственных препаратов по жизненным показаниям пациентов.
Врач, который назначает то или иное лекарство, обычно осведомлен не только о его терапевтических свойствах, но и о том, может ли оно стать проблемой для пациента при въезде. Впрочем, путешественник и сам может проверить, входит ли нужный препарат в Государственный реестр лекарственных средств, зарегистрированных на территории России. А какие лекарства можно везти в Россию из-за границы?
Без проблем — только безрецептурные препараты. Хотя и здесь можно навлечь на себя подозрения таможенной службы, если везти слишком много упаковок одного и того же лекарства. В этом случае таможенники могут усомниться, что препараты ввозятся для личного пользования, а не на продажу. Какое наказание может грозить за ввоз лекарств без документов?
В этом случае на путешественника может быть заведено уголовное дело по статье 228 УК РФ, которая предусматривает лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Есть статья 229.1 УК РФ, по которой вменяется контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов. По ней наказанием может быть лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. Аптека в Москве. Фото: Иванко Игорь / Агентство «Москва».
Есть ли прецеденты, когда человеку грозило судебное преследование из-за незнания особенностей препарата?
Есть, и немало. В 2018 году, например, у всех на слуху была история с Екатериной Конновой, матерью ребенка, страдающего эпилепсией. Через группу в соцсетях женщина приобрела для сына незарегистрированный в России диазепам, а когда продавала там же остатки препарата, «попалась» полицейским. На женщину завели уголовное дело по статье 228.1 УК РФ, и лишь благодаря тому, что за мать массово вступились и благотворительные организации, и сообщества родителей неизлечимо больных детей, уголовное дело против Конновой было прекращено.
Известны несколько случаев, когда уголовное дело завели за получение из-за границы посылки с антидепрессантом, в состав которого входит бупропион. Его молекулярная структура схожа с эфедроном, который считается наркотическим веществом и запрещен в России. Бупропион рассматривается как производное эфедрона, а потому пациентов привлекли за контрабанду и незаконное приобретение наркотиков, хотя препарат выписал врач-психиатр. В этом случае также удалось избежать уголовного преследования, поскольку было доказано, что обычный человек, не специалист, не может знать химические нюансы разных веществ.
Так что ситуация, подобная той, что произошла с Вероникой Долиной, не единичная. Другой вопрос, насколько в этот раз общество захочет вступиться за 68-летнюю женщину, которая очевидно привезла лекарства для личного медицинского пользования, и насколько государство готово будет проявить понимание.