Обвинение на прениях в Советском районном суде Томска потребовало назначить штраф в 200 тысяч рублей музыкантше Анне Чагиной по делу об антивоенных высказываниях в сети. В суде Чагину представляет адвокат от ОВД-Инфо Константин Мухаметкалиев.
Женщину обвиняют по статье о повторной дискредитации российской армии (ч. 1 ст. 280.3 УК). Поводом для уголовного преследования стали несколько антивоенных записей и комментариев на ее странице во «ВКонтакте». В частности, Чагина публиковала записи из блога живущего в Украине преподавателя философии Николая Карпицкого о том, как гражданское население переживает военные действия.
В конце ноября 2022 года силовики пришли с обыском домой к Чагиной, вскоре ей предъявили обвинение. На следующий день Советский районный суд Томска избрал ей меру пресечения в виде запрета определенных действий — музыкантше запретили пользоваться почтой и интернетом, выходить из дома 22:00 до 6:00 и посещать массовые мероприятия. Суд дважды продлевал женщине меру пресечения.
Дело по части 1 статьи 280.3 УК могут завести на тех, кто хотя бы раз привлекался к ответственности по административной статье о дискредитации (ст. 20.3.3 КоАП). После задержания на антивоенном митинге 6 марта Чагину признали виновной по этой административной статье.
С 24 февраля 2022 года — первого дня полномасштабного вторжения в Украину — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 600 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.
Статью 280.3 (Публичные действия, направленные на дискредитацию вооруженных сил Российской Федерации) включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года — таким образом правительство отреагировало на антивоенные выступления и высказывания, а также распространение информации о войне, не исходящей из официальных российских источников. 14 марта 2023 года Госдума приняла поправки, увеличивающие максимальное наказание по этой статье, с тех пор оно составляет семь лет лишения свободы.