Дональд Трамп побеждает на выборах президента США, на которых он бился с вице-президентом Камалой Харрис. Главная схватка за избирателей развернулась в так называемых «колеблющихся» штатах (подробнее о них — здесь). Среди них — Джорджия, где нет четкого преобладания республиканской или демократической партии.
На прошлых выборах, в 2020-м году, Трамп потерпел в Джорджии поражение, уступив Джо Байдену всего 0,23% (около 12 тысяч голосов). Согласно последним опросам, за день до дня голосования в 2024 году Трамп опережал Харрис на один процент. На момент написания материала он обгоняет ее на более чем 120 тысяч голосов.
Эти выборы вошли в историю Джорджии как самые рекордные по числу досрочно проголосовавших избирателей — это около 4 миллиона человек. «Новая-Европа» поговорила с двумя выборщиками, чьи истории наглядно показывают раскол американского общества. Сторонники Дональда Трампа наблюдают за результатами досрочных выборов на вечеринке «Ночной дозор президентских выборов 2024» в Атланте, штат Джорджия, США, 5 ноября 2024. Фото: Jessica McGowan / Getty Images / Scanpix / LETA.
«Мне не нравится Трамп, но нравится его политика»
О том, что в Джорджии идет напряженная политическая гонка, указывают бесчисленные баннеры, воткнутые в землю, кажется, повсюду: во дворах жилых домов, на въездах в школы, вдоль проезжей части.
На загруженном перекрестке, застряв в пробке после работы, встречаю толпу сторонников Харрис, активно агитирующих в мегафоны. Чуть дальше — автобус, обклеенный огромной фигурой Трампа на фоне американского флага и уже заезженного лозунга «Make America Great Again». Указатель для голосующих, штат Джорджия. Фото: Елизавета Кирпанова, специально для «Новой газеты Европа».
Я встречаюсь с Джоном Джонсом (имя изменено) в парке на севере Атланты. Американцу — около 40. Он одет в джинсы, простую серую футболку и жилетку, на голове — кепка. Джонс вышел из семьи «реднеков» — так называют белых фермеров с юга США. Многие американцы считают этот термин оскорбительным, но Джонса он не смущает.
Вопреки многочисленным стереотипами о необразованности выходцев из сельской глубинки, Джонс получил диплом в области научных исследований, но предпочел этой карьере расследование наркотических преступлений. Он уволился из правоохранительных органов по просьбе своей семьи после того, как во время службы получил ножевое ранение. Сейчас он успешный бизнесмен (детали карьеры не разглашаются по просьбе героя — Прим. ред.).
Говоря о политических взглядах, Джонс называет себя «правоцентристом». Он — зарегистрированный республиканец, но далеко не на всех выборах поддерживал «красных» кандидатов. Так, на президентских выборах в 2008 году американец голосовал за демократа Барака Обаму.
«Я не голосовал за политику, я голосовал за перемены, — вспоминает Джонс. — Его Закон о доступном медицинском обслуживании должен (в народе закон называют Obamacare — Прим. ред.) был сделать здравоохранение более доступным и усилить контроль за взвинчивание цен со стороны страховых компаний. Это оказалось полным дерьмом. Obamacare не отнял власть у страховых компаний. Фактически, закон ее только крепил. Страховые компании обогатились больше всего при администрации Обамы». Участники наблюдают за результатами выборов во время вечеринки Демократической партии Джорджии «Ночной дозор» в отеле Hyatt Regency, в Атланте, штат Джорджия, 5 ноября 2024. Фото: Jessica McGowan / Getty Images / Scanpix / LETA.
На следующих выборах, в 2012 и 2016 годах, Джонс вписал в бюллетень кандидатов, которые даже не баллотировались: республиканку Кондолизу Райс, госсекретаря при президенте Джордже Буше, и на тот момент демократку Талси Габбард, члена палаты представителей США, которая, впрочем, ушла из партии из-за разногласий в 2022 году и недавно присоединилась к республиканцам.
На прошлых и нынешних выборах Джонс отдал свой голос за Трампа, но признается, что выбор был сложный. Экс-президент ему вовсе не симпатичен — и он даже подумывал о том, чтобы не голосовать совсем.
«Мне не нравится Трамп, но нравится его политика», — объясняет мне американец. „
— Во-первых, Трамп настроен очень антивоенно. При его президентстве у нас не было новых войн. Во-вторых, количество нелегальных пересечений границы сократилось, а политика «оставайся в Мексике» сработала хорошо и обошлась дешевле американскому населению.
Но я хочу пояснить: пока еще ни один президент не справился хорошо с проблемой иммиграцией. В-третьих, я считаю важным дерегуляцию».
Мы подходим к библиотеке, ставшей одним из избирательных участков для досрочного голосования. Очередь внутри помещения совсем небольшая — не больше трех-четырех человек. Волонтер просит вести себя тихо, выключить звук на телефоне и не подсматривать за голосованием других. К стойке регистрации подходит высокий пенсионер в голубой ветровке, за ним — миниатюрная женщина в струящемся хиджабе, следом — одетая во все черное девушка с ярким розовым рюкзаком.
«У нас тут голосующий впервые избиратель!» — радостно объявляет волонтер, выдавая девушке карточку для голосования, после чего та скрывается за кабиной под аплодисменты избирательного участка.
Я хочу подойти к очереди ближе, но Джонс меня останавливает. Он предупреждает: поскольку я не гражданка США, то не имею право не просто голосовать, но и «быть участником процесса голосования». По его словам, мое присутствие в очереди может быть расценено как нарушение. Я прошу его показать, где это прописано законодательно, но Джонс не может сходу найти соответствующее положение в уставе.
Не желая рисковать, я поглядываю за процессом издали между книжных полок с художественными романами для взрослых. Голосование проходит размеренно и без происшествий, но буквально за неделю до этого, говорит Джонс, на этом участке с ним произошел любопытный инцидент.
После того как он отметил Трампа на пост президента, представителей в местные госструктуры и законодательные инициативы, Джонс распечатал подтверждение своего выборы с экрана машины. К его удивлению, на бюллетене было три неверных ответа: за одного из локальных представителей и два закона он проголосовал иначе, чем ему показывала только что распечатанная бумага.
Джонс обратился к волонтеру с просьбой исправить ошибки. Та удалила из системы его результаты, после чего Джонс проголосовал заново. В этот раз распечатанный бюллетень показывал, что американец проголосовал за Харрис вместо Трампа. Не удалось получить верные результаты и с третьей попытки, хоть Трамп и оказался снова в числе выбранных. Волонтер посоветовала Джонсу прийти на участок в другой день.
«Я не доверяю машинам, и мне показалось, что этот инцидент равносилен мошенничеству, — делится своими переживаниями Джонс. — Я не собираюсь говорить, что это Демократическая партия подстроила. Моя первоначальная мысль заключалась в том, что это потенциально действия "глубинного государства”». „
Президенты приходят и уходят. Неважно, демократ это или республиканец. Элементы глубинного государства нацелены на тех, кого, по их мнению, они смогут контролировать».
Выйдя из избирательного участка, Джонс сразу же сообщил об инциденте в офис штата, отвечающий за организацию выборов. Ему перезвонили через несколько дней и заявили, что его «проблема была адресована». Правда, не сообщили как конкретно: то ли машину починили, то ли совсем убрали с участка. За несколько часов до нашей встречи Джонс проголосовал заново в той же библиотеке — и на этот раз за того, кого и планировал. Сотрудники Департамента регистрации и выборов округа Фултон извлекают карты памяти из машин для досрочного голосования в новом избирательном центре округа в Юнион-Сити, Джорджия, США, 05 ноября 2024. Фото: Erik S. Lesser / EPA-EFE.
О похожем инциденте в Джорджии сообщалось с подачи Марджори Тейлор Грин, ультраправого политика от республиканцев и сторонницы теорий заговора. Несколько недель назад она сообщил у себя в соцсетях, что выбор избирателя в округе Уитфилд (его имя не называлось) точно так же поменялся после распечатки с экрана. Грин заявила, «такое же мошенничество наблюдалось в 2020 году, и это недопустимо». После того как в соцсетях развернулся скандал, администрация округа выпустила заявление о том, что инцидент случился «по ошибке самого избирателя».
«Сотрудник избирательного участка немедленно помог избирателю испортить распечатанный бюллетень и отметить желаемый выбор, который был сделан без дальнейших происшествий. Это был единственный инцидент среди более чем 6000 бюллетеней, поданных в округе Уитфилд с 15 октября 2024 года». — говорилось в пресс-релизе.
«Я искренне верю, что в моей ситуации избирательная комиссия Джорджии сделала все возможное, чтобы исправить мою ситуацию. Она сработала быстро. Я смог заново проголосовать, — говорит Джонс. — Но я не хочу говорить об этом инциденте публично. Я не хочу, чтобы он использовался в качестве аргумента для любой из сторон, чтобы заявить: выборы были сфальсифицированы». Подсвечник с изображением Дональда Трампа на вечеринке «Ночной дозор» во время президентских выборов 2024 года в Атланте, штат Джорджия, США, 5 ноября 2024. Фото: Eloisa Lopez / REUTERS / Scanpix / LETA.
«Трамп совсем неуравновешен»
«Мне страшно,» — первое, что говорит мне 32-летний Иэн Лоури, когда я прошу его поделиться ощущениями от нынешних президентских выборов.
С Лоури мы встречаемся в Альфаретте, небольшом ухоженном городке в получасе езды от Атланты. Улицы украшены тыквами, мохнатыми черными пауками и скелетами — остатки от Хэллоуина.
«Мы гуляем по очаровательной маленькой южной столице округа, и мне странно от мысли, что некоторые люди здесь голосуют так резко против собственных интересов», — говорит мне Иэн после того, как мы берем по стакану кофе в местной глютен-фри пекарне. — Есть ощущение «затишья перед бурей», но я не хочу быть причастным к историческому событию». Предвыборные плакаты, штат Джорджия. Фото: Елизавета Кирпанова, специально для «Новой газеты Европа».
Лоури — специалист по данным в сфере недвижимости. Он американец по отцовской линии и мексиканец — по матери. Но о том, что у него в крови латиноамериканские корни, с первого взгляда не скажешь.
Иэн грустно шутит, что «выиграл генетическую лотерею» со своей «бледной белой кожей». За свою жизнь он почти не сталкивался с притеснениями, в отличие от многих других людей, живущих в Америке. По его словам, именно дискриминация «по разным бессмысленным причинам» стала центральным пунктом предвыборной кампании республиканцев.
«Риторика Трампа на митинги в Мэдисон-сквер-гарден: make America great again для белокожих и чистокровных американцев. Не для «грязных пуэрториканцев», которые только и делают, что рожают детей, ленятся и не работают. И я слышу от людей: «он переходит на крайности в противовес демократам», или «на самом деле он не это имел этого в виду». Но дело в том, что он имел! „
Когда он обещает сделать что-то плохое, верьте ему, потому что он действительно это делает».
Иэн, причисляющий себя к «умеренно левым», последовательно голосует за демократов. Лишь один раз, в 2008 году, он серьезно подумывал сделать выбор в пользу «красного» кандидата в президенты, Джона Маккейна. По мнению Лоури, он был последним республиканцем, который «не проявлял ненависти» and «был готов дискутировать».
Делать выбор в пользу демократов в этом году Лоури тоже было непросто. По словам Иэна, что в 2020-м году, что сейчас, он был готов голосовать за Байдена, несмотря на предсказуемое поражение из-за его преклонного возраста, но не потому что он всецело «за» него, а потому что он «против Трампа», который «совсем неуравновешен».
«Номинация Харрис в последнюю минуту была очень кстати, — говорит Лоури. — Я не во всем с ней согласен. Иметь кандидата, с чьей политикой я согласен на 100%, нереально. Мне не очень нравятся многие ее заявления по экологии, вроде поддержания статус-кво в вопросе добычи нефти. Но я бы предпочел поспорить с тобой по паре, в кавычках, небольших тем, чем спорить с кандидатом по всем вопросам». Сторонники Дональда Трампа реагируют на результаты досрочных выборов на вечеринке «Ночной дозор» по выборам президента США 2024 года в Атланте, штат Джорджия, США, 5 ноября 2024. Фото: Eloisa Lopez / REUTERS / Scanpix / LETA.
Одна из инициатив, с которой Иэну придется «спорить» в случае победы Трампа, называется «Проект 2025» — это набор консервативных предложений по реформированию правительства США, от которого экс-президент во время президентской кампании старался дистанцироваться. Однако СМИ отмечали, что в его разработке участвовали близкие к Трампу советники, которые в случае его избрания могут заняться высокие посты в его администрации.
По словам Иэна, одно из предложений «Проекта 2025» касается ветеранов военной службы, среди которых его отец — 97-летний Эдвин Лоури. Он служил санитаром в военно-морских и военно-воздушных силах. Около 20 лет пробыл в запасе, работал в больнице в качестве цитотехнолога. В 90-х вышел на пенсию. „
«Проект 2025 по сути уничтожит Департамент по делам ветеранов. Это лишит моего отца всех пособий по инвалидности, пенсии и прочих соцльгот, которые он использует для оплаты дома, своего здравоохранения и лекарств,
— с тревогой говорит Лоури. — Меня поражает, как Республиканская партия, которая часто выступает, так сказать, про-военно, постоянно обманывает ветеранов».
Лоури рассказывает, что это стало одной из причин, почему его семья «готовит план эвакуации.» У его отца есть канадский паспорт, и сейчас Иэн вместе с матерью, иммигрантка из Мексики, натурализовавшейся в США в 70-е, подают документы на получение второго гражданства. Однако Лоури надеется, что до отъезда в Канаду не дойдет в случае победы Харрис.
Иэн, как и многие жители Джорджии в этом году, проголосовал заранее. Для этого у него были свои причины. Он вспоминает, как на его участке тоже произошел небольшой инцидент, когда в очередь встал мужчина в кепке MAGA. По правилам штата, любые агитационные материалы и атрибуты на участке запрещены. Мужчина попрепирался с волонтерами, попросившими его убрать кепку в машину, но в итоге пошел на уступки.
«Я беспокоился из-за того, что похожие инциденты могут выйти из-под контроля. Я не хотел находиться рядом с избирательным участком в день выборов, учитывая недавнюю риторику Трампа, Вэнса и других людей, которые фактически призывали к насилию. Мы уже наблюдаем активные случаи поджогов ящиков для досрочного голосования. Совпадение или нет, но они находились в преимущественно афроамериканских или иммигрантских кварталах или в местах, где большинство избирателей, вероятно, голосуют за демократов. Так кто же их поджигает?» Предвыборные плакаты, штат Джорджия. Фото: Елизавета Кирпанова, специально для «Новой газеты Европа».
Согласно последней информации, личности тех, кто причастен к поджогу урн в Портленде (демократический штат Орегон) и Ванкувере (демократический штат Вашингтон), до сих пор неизвестны. По информации СМИ, устройства, найденные в урнах, которые спровоцировали пожар, были помечены словами «Free Gaza». О похожих инцидентах в Джорджии не сообщалось.
Мы проходим мимо нескольких десятков синих, красных, белых баннеров как в пользу Харрис, так и Трампа. Лозунги в пользу последнего более красноречивые: «Трам — низкие налоги, Камала — высокие налоги», «Трамп — обезопасить границу, Камала — открыть границу», «Трамп — безопасность, Камала — преступность». „
«Камале необходимо победить. Моей семьей это необходимо. Я знаю, что многим моим друзьям тоже. На карту может быть поставлена их безопасность.
Я не понимаю, как люди, неважно с каким уровнем осознанности и умением заботиться о ближнем, видят то, что говорит Трамп, и не ужасаются этому. Даже если вы самый ярый христианин, убежденный, выступающий за жизнь, и противник воук-культуры, тот факт, что он призывает к насилию, если он проиграет честные выборы, должен вас обеспокоить, ведь так? — говорит Иэн. — В «Звездном пути» есть такая цитата: «Можно все сделать правильно и все равно проиграть». Мне всегда нравился такой образ мышления».
Атланта, Джорджия