«Надо пройти и через это». Петербургский политолог 64-летний Евгений Бестужев получил пять лет условно из-за поста в соцсетях. В городе суд впервые вынес такой приговор за «фейки» о российской армии

2 hours ago 13


К 5 годам 3 месяцам лишения свободы условно приговорил сегодня Бестужева Калининский районный суд Петербурга. Кроме того, еще на 4,5 года ему запрещены публикации и администрирование в интернете. К мнению защиты о том, что политолога нужно оправдать ввиду недоказанности вины и немедленно отпустить ввиду критического состояния здоровья, судья Татьяна Алхазова не прислушалась. Мужчину признали виновным в распространении «фейков» о российской армии и её дискредитации в социальной сети «ВКонтакте». Его освободили в зале суда. Евгений Бестужев. Фото: Дмитрий Цыганов.
Старый больной человек
Евгений Бестужев увлекся политикой еще в начале 90-х годов. Он стал координатором движения «Демократическая Россия», члены которого требовали либеральных реформ, отставки президента СССР Михаила Горбачёва и роспуска КПСС. В 2008 году Бестужев вошел в политсовет местного движения «Солидарность», был назначен его сопредседателем, а также занял пост руководителя отдела гуманитарно-политологического центра «Стратегия». Регулярно писал колонки на политические темы для сайта «В кризис.ру».
Однако, как вспоминают друзья политолога, с приходом к власти Путина всё стало сворачиваться. «ДемРоссия» прекратила свое существование, «Стратегия» — свою деятельность. В последние годы Евгений фактически не имел средств к существованию. Сначала он работал в такси, затем — охранником в детском саду. Влез в долги. Вынужден был продать квартиру. Жил в съемной.
Там Бестужева и задержали почти два года назад, 9 ноября 2022 года. Двумя месяцами раньше, 15 сентября 2022 года, в отношении него возбудили уголовное дело за распространение «фейков» о ВС РФ (ст. 207.3, ч. 2, п. «д» УК РФ). Следователи Калининского района Петербурга отметили, что преступление пенсионер совершил «по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». Наказание, предусмотренное за это, — лишение свободы на срок до десяти лет.
10 ноября Евгения заключили под стражу в СИЗО, несмотря на состояние здоровья. Несколько лет назад он перенес инфаркт миокарда и шунтирование на сердце, кроме того, страдает хронической гипертонией III стадии, ишемической болезнью сердца, стенокардией напряжения, дислипидемией и тромбофлебитом. Сердечные приступы случались у Бестужева и в СИЗО, и во время судебных заседаний. Даже тюремные врачи подтвердили, что мужчина нуждается в срочной операции на сердце. Однако с ноября 2022 года ни районный, ни городской суд ни разу не согласились изменить пожилому больному человеку меру пресечения на домашний арест «ввиду тяжести совершенного преступления».
Гимн Украины как “фейк” о ВС РФ
Политолог с первого дня вторжения России в Украину публично и резко осуждал эту войну. Всего ему вменили в вину 27 постов о «специальной военной операции», действиях российской армии и российской власти, размещенных в социальной сети «ВКонтакте» с 23 февраля по 30 марта 2022 года. Друзья предупреждали Евгения о том, что выбранная им площадка — самое неудачное и опасное место для публикации. Бестужев возражал, что «сейчас не время для чрезмерной осторожности», и продолжал со свойственными ему прямолинейностью, откровенностью и бескомпромиссностью высказываться в «ВК» против войны и политики Путина. Кроме того, мужчина давал интервью представителям украинских ютуб-каналов и размещал в «ВК» ссылки на них.
«Я не собираюсь прекращать препятствовать этой “спецоперации”, — 4 марта писал политолог. — Репрессии не пугают. „

Беспредельная, испепеляющая душу, лютая ненависть к государству припоганенной чекистской мрази подавляет инстинкт самосохранения и единственное, что мне дает сегодня силы жить.
Это война не только против Украины, это война против человечества. Необходимо призывать свободный мир к немедленному началу своей спецоперации. По уничтожению путинского государства… Идет война двух миров, двух несовместимых жизненных стратегий. Свободы и диктатуры мерзавцев. Необходимо нанести этому режиму сокрушительное поражение и судить всех причастных к его преступлениям». Адвокат Евгения Бестужева Сергей Подольский. Фото: Дмитрий Цыганов.
В тот же день, 4 марта 2022 года, в Уголовный кодекс РФ была введена в первой версии статья 207.3, вменяемая Бестужеву. Кроме того, были приняты поправки в КоАП, запрещающие дискредитацию российских вооруженных сил и призывы к воспрепятствованию их использованию. Вторая версия статьи 207.3 УК РФ вступила в силу только 5 апреля — уже за пределами вменяемого пенсионеру преступления. Итого из 27 «крамольных» постов семь были сделаны Бестужевым до принятия статей и поправок и в принципе не могли ему инкриминироваться. Защита обвиняемого неоднократно подчеркивала, что закон не имеет обратной силы и эти эпизоды необходимо исключить. Но суд это проигнорировал.
Сам политолог вообще был уверен, что ни один из его постов не преступление:
— Я совершенно не понимаю, в чем меня обвиняют. Никакой заведомо ложной информации я не распространял, только выражал мое личное мнение. Я всю жизнь занимался развитием демократии и работал над тем, чтобы Россия была европейской, цивилизованной страной, — заявил Евгений на первом же заседании по делу 5 июля 2023 года.
А адвокат Бестужева Сергей Подольский тогда же сообщил о невозможности ведения защиты, так как обвинение не конкретизировано:
— Нет ни времени, ни места, ни события так называемого преступления. Как в такой ситуации строить защиту? Я не знаю, где преступление произошло? Когда произошло? Оно пресечено или еще длится? Не содержится ни одного факта. Зато понапихано всё подряд. Например, как гимн Украины может содержать заведомо ложные сведения о ВС РФ? Обвинение абсолютно непонятно и неконституционно, поскольку противоречит 29-й статье Конституции. В огороде бузина, а в Киеве дядька
Несмотря на очевидные недочеты предварительного следствия, судья Калининского районного суда Татьяна Алхазова не вернула дело на доследование и даже не потребовала уточнить обвинительное заключение, а приняла к рассмотрению в том виде, в каком оно поступило в суд.
9 августа 2023 года обвинение начало представлять в судебном процессе доказательства вины Бестужева и делало это до января 2024 года.
Обычно миссия прокурора — приводить доводы, подтверждающие преступление (как правило, зачитывать многотомные тома документов). Однако Евгению Бестужеву выпала особая честь: оглашением материалов его дела занялась лично судья. „

Два часа ушло у Татьяны Алхазовой на перечисление справок, постановлений, протоколов, актов осмотра места задержания, скриншотов постов и распечаток выступлений Бестужева, его статей, а также Юлии Латыниной, Александра Невзорова и других журналистов.
Но все эти материалы занимали лишь часть первого тома дела, остальные тома состояли в основном из распечаток брифингов представителей Минобороны РФ с 24 февраля 2022 года. Отчеты руководителя департамента информации и массовых коммуникаций Игоря Конашенкова в суде читали почти полгода — с августа по январь (хотя, по подсчетам слушателей, Алхазова зачитывала их со скоростью примерно две с половиной новости в минуту).
Из этих сводок слушатели в процессе узнали, что «боевики ВСУ ведут огонь по жилым кварталам из бандермобилей», а солдаты ВС РФ спасают людей, которыми «украинские неонацисты пользуются как живым щитом». Но они так и не узнали, в чем виновен или хотя бы не прав Бестужев.
— По версии обвинения брифинги Конашенкова якобы противоречат тому, что писал и говорил Евгений Леонардович. Однако из всех тех брифингов, что есть в деле, ни одного противоречащего высказываниям моего подзащитного за все эти месяцы я так и не услышал, — прокомментировал по окончании оглашения сводок Минобороны РФ адвокат Сергей Подольский.
«“Упырь в бункере” — это не факт»
Как и во многих политических делах по ст. 207.3 УК РФ, и сторона обвинения, и сторона защиты делали ставку на лингвистическую экспертизу постов политолога. Именно эти выводы часто имеют решающее значение в судебном процессе: они способны либо подтвердить вину подсудимого, либо стать основанием для оправдания.
Изначально в материалах делах Бестужева содержался документ, названный «экспертным заключением». Оно было сделано в июне 2022 года специалистами Центра экспертиз СПбГУ по запросу УФСБ Петербурга и Ленобласти. Авторы заключения пришли к выводам, что Бестужев в своих постах допустил высказывания, содержащие признаки возбуждения ненависти в отношении русских, недостоверную информацию о действиях Вооруженных сил РФ, попытку подрыва имиджа, доверия к войскам и институтам власти РФ. Однако защита попросила исключить данное «экспертное заключение» из числа доказательств по делу Евгения Бестужева. Евгений Бестужев в здании суда. Фото: Дмитрий Цыганов.
— В экспертизе, согласно нормам УПК РФ, всегда указывается дата, время и место ее проведения, а также фамилии экспертов, их образование, ученая степень. Ничего этого здесь нет, — объяснил свою позицию адвокат Сергей Подольский. — По сути, экспертиза сделана анонимными специалистами.
Подольский также отметил, что заключение выполнено с нарушениями закона об экспертной деятельности. Главное из них — выводы получены до возбуждения уголовного дела, а значит, не могут преподноситься гособвинителем как экспертное заключение по делу.
Судья согласилась с доводами защиты. Вдобавок она отметила, что заключение не содержит подписей экспертов о том, что они предупреждены об ответственности за заведомо ложные выводы.
В то же время защитник Бестужева представил суду результаты независимой психолого-лингвистической экспертизы, выполненной экспертами ГЛЭДИС (Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам) — лингвистом Игорем Жарковым и психологом Вероникой Константиновой (эти же специалисты привлекались к участию в процессах Александры Скочиленко, Всеволода Королева, Егора Балазейкина, Олега Белоусова и др.). Оба автора были вызваны для допроса в суд.
Жарков подтвердил, что не нашел в постах Евгения Бестужева фактов, дискредитирующих действия армии России в ходе СВО: „

«Есть множество высказываний, в которых выражено личное мнение. Его нельзя проверить на соответствие действительности».
Кроме того, по выводам Жаркова, публикации Бестужева не содержат ни политической, ни идеологической ненависти.
Константинова в суде заявила, что не обнаружила в 27 постах Бестужева психологических признаков желания распространять ложь: «Я наблюдаю лишь потребность в эмоциональной близости. Человеку зачастую необходимо поделиться своими чувствами, чтобы избежать инфаркта или инсульта, особенно в пожилом возрасте. Резкие высказывания в отношении властей РФ не являются распространением заведомо ложной информации: “упырь в бункере” — это не факт, а оценочное суждение». «Найдите доказательства»
Выслушав независимых специалистов, суд назначил новую психолого-лингвистическую экспертизу в Северо-Западном региональном центре экспертиз. Ее итогов в процессе дождались только к началу июля 2024 года. Для обвинения они оказались шокирующими.
Эксперты СЗРЦЭ в публикациях Бестужева обнаружили признаки «воспрепятствования действиям госорганов РФ», «критику поддержания РФ международного мира и стабильности» и «дискредитацию ВС РФ».Однако они не нашли ни в одном из постов политолога утверждений о фактах и событиях. Обвинение Евгения Бестужева в «фейках об армии» разваливалось на глазах. Первая реакция обескураженного прокурора — неготовность выразить отношение к данному заключению.
В итоге положение спасала сама судья. Сначала 19 августа Татьяна Алхазова вызвала на допрос в суд экспертов, не обнаруживших «фактов и событий» в постах Евгения Бестужева, — Ольгу Раскину и Анну Медведеву. Гособвинитель задавал им вопросы так, словно хватался за последнюю соломинку. Евгений Бестужев в сопровождении полицейских. Фото: Дмитрий Цыганов.
Прокурор:
— Как вы оцениваете тот факт, что в публикации Евгения Бестужева пресс-секретарь российского МИДа Мария Захарова названа «российской хабалкой с внешностью шалавы»?
Эксперт:
— Это негативная оценка, но она не может быть утверждением о факте с учетом описательного характера.
Прокурор:
— Почему вы не дали оценку словам о «тоталитарной диктатуре путинской хунты»?
Эксперт:
— Здесь нет конкретных действий, лишь расплывчатая формулировка. В целом в публикациях обвиняемого нет верификационной базы и фактологии. Тексты модально направлены в будущее — это прогнозы, предположения. Нет никакой конкретной информации о действиях.
Ни обвинение, ни судья не удовлетворились такими заключениями и ответами специалистов. 6 сентября Алхазова поручила провести дополнительную экспертизу по делу Бестужева тому же центру, который ранее не нашел «фейков» в его словах.
— Прокурор и судья как будто говорят: «Ну найдите, в чем его обвинить», и, по сути, во время судебного процесса идет повторное расследование, — отреагировал на это решение адвокат Сергей Подольский.
Дополнительное исследование провели стремительно: к 9 октября СЗРЦЭ прислал в суд новые результаты. Со второй попытки Ольга Раскина и Анна Медведева сумели найти признак единственного «фейка о российской армии» в видеообращении президента Украины Владимира Зеленского, которое Бестужев разместил на своей странице в «ВК».
Защитник подсудимого возразил: эксперты переформулировали вопросы суда так, что понадобилось исследовать материалы, не входившие в обвинение. Тем самым они вышли за пределы исследования. Судья претензии отклонила, экспертизу приняла, а обвинение в тот же день заявило о своей готовности перейти к прениям. «Я ощутил потерю своей страны»
31 октября в ходе прений прокурор запросил наказание Бестужеву — восемь лет в колонии общего режима, а также четырехлетний запрет на администрирование сайтов. Гособвинитель подчеркнул, что вина Бестужева полностью доказана: «Он должен был сверяться с данными Минобороны, в которых граждан извещали о целях СВО».
Хотя судебный процесс по делу Бестужева длился полтора года, но, как признался 31 октября в своем последнем слове подсудимый, лишь к финалу судебного разбирательства он сам стал вникать в суть происходящего.
— Я только в ходе судебного следствия понял, в чем же все-таки меня стараются обвинить. Оказывается, преступлением считается это: то, что я писал, не соответствует тому, что писал Конашенков, — с удивлением отметил Бестужев. „

— Получается, что преступлением является несогласие с политическим курсом, несогласие с проводимой политикой, своя оценка тех или иных событий, отличная от оценки правительства, пропаганды, от официальной точки зрения. Это для меня абсолютно ново.
В моих постах не было никакой ложной и неложной информации, потому что там вообще не было информационного контента, там было только выражение личного мнения. Всё происходящее сегодня в России немыслимо, не укладывается в моей голове, — пожилой человек сделал отрицательный жест. — Я всю свою жизнь и профессиональную деятельность посвятил развитию демократии, развитию свободы, в том числе свободы слова, прав человека. Я человек западноевропейской ментальности на генетическом, клеточном уровне, потому что другое просто несовместимо с моей жизнью. Я такой. Но сейчас я понял, что страна, в которой я родился, вырос, жил, уже не со мной. Я ощутил потерю своей страны. Правда не защищается путем террора и насилия над теми, кто с этой правдой не согласен. Здесь что-то не то. Если моя дальнейшая жизнь будет связана с отбыванием тюремного срока, скорее всего, там она и закончится. Там я и умру. Но, видимо, за свои взгляды надо и через это пройти.
Read Entire Article