В последние две недели в Румынии параллельно проходят президентские и парламентские выборы — и, судя по всему, они способны решительно изменить траекторию развития этой страны ЕС.
На прошедшем 24 ноября первом туре президентских выборов неожиданно с 23% голосов победил малоизвестный ультраправый пророссийский кандидат — Кэлин Джорджеску. И теперь стране предстоит второй тур, где Джорджеску встретится с молодым либеральным кандидатом Еленой Ласкони. Исход этого противостояния не берутся предсказать даже эксперты.
Почти одновременно в стране состоялись парламентские выборы. И хотя на них с 22% голосов лидирует Социал-демократическая партия, ее победа не способна скрыть серьезные потери в поддержке у большинства мейнстримных партий. Голоса избирателей перетекли к правым силам.
Результаты голосований стали настолько неожиданными, что Конституционный суд Румынии объявил о пересчете голосов первого тура президентских выборов и всерьез рассматривал проведение перевыборов, хотя в итоге результаты были подтверждены. Одновременно начато расследование в отношении использования TikTok в ходе кампании.
Почему румынское общество оказалось настолько разочаровано в мейнстримных партиях и как происходящее в стране способно изменить расклад сил в ЕС и НАТО — разбиралась «Новая газета Европа». Кандидат в президенты Румынии Кэлин Джорджеску голосует на избирательном участке во время выборов в деревне Могосоая, недалеко от Бухареста, 1 декабря 2024 года. Фото: Robert Ghement / EPA-EFE.
Выборы не по плану
Накануне президентских и парламентских выборов в Румынии в этом ноябре и декабре мало что указывало на то, как драматически будут разворачиваться события на политической сцене.
Еще накануне первого тура президентских выборов прогнозы обещали малоизвестному ультраправому и пророссийскому кандидату Кэлину Джорджеску не больше 10% голосов. Социологические службы даже не включали его фамилию в традиционные опросы о втором туре, предполагая, что он туда не попадет.
Однако в итоге Джорджеску стал лидером, получив в первом туре поддержку 23% избирателей, и теперь поборется за победу с набравшей чуть больше 19% Еленой Ласкони, главой молодой правоцентристской либеральной партии Союз спасения Румынии (USR), выступающей за активные экономические реформы страны.
Успех Кэлина Джорджеску вполне мог «подбодрить» протестный и правый электорат на парламентских выборах, состоявшихся ровно между двумя турами президентских выборов. И хотя здесь всё же победила вполне мейнстримная Социал-демократическая партия Румынии (СДП), получившая около 22% голосов, все остальные традиционные политические силы сильно утратили позиции. Результат самой СДП на 6% меньше, чем на прошлых выборах в 2020 году, а их коллеги по правящей коалиции из Национальной либеральной партии (НЛП) лишились сразу 10% голосов.
Потерянные ими проценты практически полностью отошли к новым правым партиям. В их числе ультраправый «Альянс за объединение румын» (AUR), набравший 18%, право-популистская Партия молодых людей, ранее отколовшаяся от AUR и теперь получившая 9%, и ультраправая партия «С.О.С. Румыния» с 7,7%.
Тем не менее, несмотря на громадный успех, поддержанный явкой в полтора раза выше, чем на предыдущих парламентских выборах, ультраправым партиям, вероятно, не хватит мандатов для создания коалиции. Таким образом, ключевой фигурой в переговорах о будущем правительстве станет лидер всё той же СДП Марчел Чолаку. Договориться о составе кабинета социал-демократам будет сильно сложнее, чем четыре года назад, но желание не дать власть ультраправым может помочь сплотиться сильно поредевшим мейнстримным силам.
Сейчас страна находится в ожидании второго тура президентских выборов, от результата которых зависит многое. Румыния — полупрезидентская республика, где президент обладает большими полномочиями, чем в большинстве парламентских систем вроде Германии. Он не может инициировать новые законы, но способен значительно влиять на их принятие, назначать судей и в целом определяет внешнюю политику страны.
При этом конфликты между парламентом и президентом в Румынии уже случались, например, в 2012 году. Если во втором туре победит Джорджеску, а в парламенте мейнстримным силам удастся договориться о создании правительства, то такая ситуация может спровоцировать множество конфликтов между ветвями власти и перерасти в полноценный политический кризис и новые выборы. Предвыборные плакаты в Бухаресте, 28 ноября 2024 года. Фото: Robert Ghement / EPA-EFE.
Джорджеску — кто он?
Кэлин Джорджеску — кандидат выдающийся, даже по меркам других ультраправых политиков Европы. Его программу можно описать как христианскую автаркию с откровенно пророссийской и антинатовской повесткой. Именно эти наиболее спорные положения уже привлекли внимание международных СМИ к президентским выборам в Румынии.
До первого тура Джорджеску выглядел абсолютным аутсайдером. Он не мог похвастаться ни особенно заметной или успешной политической карьерой, ни уж тем более массовой народной поддержкой. „
Единственным действительно значительным событием, связанным с карьерой Джорджеску до 2024 года, стало его изгнание в 2022 году из ультраправого «Альянса за объединение румын».
Причина — в чрезмерно пророссийских взглядах нынешнего кандидата в президенты.
Среди многих евроскептиков в ЕС Джорджеску действительно выделяется своими открытыми симпатиями к Владимиру Путину и к историческому румынскому ультранационалистическому движению — «Железной гвардии». Помимо этого, известно о связях Джорджеску с Александром Дугиным, российским консервативным философом и идеологом евразийства.
Современные политические предложения Джорджеску включают жесткую критику НАТО, особенно системы противоракетной обороны, размещенной на румынской территории. Это уже вызывает глубокую тревогу в Вашингтоне и Брюсселе, особенно учитывая стратегическое положение Румынии рядом с Украиной и Молдовой. Джорджеску считает, что участие в ЕС и НАТО приносит стране больше вреда, чем пользы, заявляя, что Румыния должна сосредоточиться на внутренних интересах и отказаться от участия в западных военных инициативах.
Помимо этого, Джорджеску призывает к большей независимости Румынии от глобальной экономики и акцентирует внимание на защите национальных интересов в агросекторе. Таким образом политик борется за голоса румынских фермеров, которым не всегда на руку единый рынок внутри ЕС. „
Сам Джорджеску утверждает, что подобная политика экономической автаркии обеспечит Румынии долгосрочную стабильность и благосостояние — и в этом он во многом вторит популярному лозунгу Дональда Трампа America First и его же идеям о тарифах и протекционизме. Сторонница Джорджеску смотрит его прямую трансляцию в YouTube, 25 ноября 2024 года. Фото: Andreea Campeanu / Reuters / Scanpix / LETA.
Дело TikTok
В своей предвыборной кампании Джорджеску активно использовал TikTok. Платформа позволяла ему делать акцент на молодежь и успешно распространять свой антиэстемблишментский месседж. Его монологи против «коррумпированной элиты» и статус-кво через какое-то время подхватили и некоторые более традиционные румынские СМИ, поддержав кандидатуру Джорджеску.
В социальных сетях Джорджеску удалось достаточно успешно создать личный бренд. Благодаря его монологам и вирусными видео, где он катается на лошадях и занимается борьбой, у его аккаунта уже свыше 500 тыс. подписчиков, и теперь Джорджеску входит в топ-60 инфлюенсеров Румынии. Самое популярное видео политика посвящено Украине и России. В нем Кэлин рассуждает, что Украина и Россия не должны интересовать Румынию вообще. „
«Благополучие, стабильность и безопасность, а не пограничная война. Ни моих сторонников, ни румынский народ не интересуют ни Путин, ни Украина. Их интересует Румыния и благополучие, счастье, стабильность и безопасность»,
— говорил Джорджеску в ролике.
Успех ультраправого политика в TikTok вызвал подозрения у регулирующих органов Румынии. Джорджеску обвиняют в распространении дезинформации и использовании внешнего влияния — разумеется, со стороны России. Национальное агентство по регулированию связи (ANCOM) уже начало расследование по поводу иностранного вмешательства в выборы. Отдельное расследование запросил Высший совет национальной обороны Румынии. „
Более того, регуляторы, судя по всему, планируют рассмотреть возможность блокировки TikTok на территории Румынии. Здесь в спор между страной и корпорацией даже пришлось вмешаться Еврокомиссии: она выступает медиатором и уже пригласила СЕО TikTok на слушания в Европарламент.
Сама платформа любые обвинения отрицает: по словам ее представителей, свидетельств манипуляции или иностранного вмешательства в выборы через TIkTok нет.
Тем не менее Конституционный суд Румынии изначально даже предполагал, что подозрений достаточно для организации пересчета голосов первого тура президентских выборов. Елена Ласкони, которой предстоит противостоять Джорджеску на втором туре в это воскресенье, такую постановку вопроса раскритиковала. «Бороться с экстремизмом надо голосами, а не закулисными интрижками», — заявила она. Все последние дни суд обсуждал даже возможность организации перевыборов, но всё же в понедельник 2 декабря результаты первого тура были подтверждены. Второй тур состоится.
После первого тура выборов несколько профильных НКО говорили о нехватке прозрачности в ходе подсчетов голосов, а также об эффективности кампаний по дезинформации. По мнению аналитиков, активность Джорджеску в TikTok действительно указывает как минимум на грамотное использование цифровых — этичных и не очень — стратегий. А некоторые и вовсе считают, что это часть более широкой проблемы с иностранным вмешательством в выборы, организованным Кремлем и усилившим поляризацию в румынской политике. Люди скандируют лозунги во время акции протеста против кандидата в президенты Румынии Кэлина Джорджеску, Бухарест, 27 ноября 2024 года. Фото: Andreea Campeanu / Reuters / Scanpix / LETA.
Поворотный момент
Однако какими бы возможностями ни обладал TikTok, сами по себе они вряд ли смогли бы обеспечить победу Джорджеску в первом туре и рост популярности ультраправых парламентских партий. Выборы в Румынии лишь в очередной раз подчеркивают усиливающуюся поляризацию общества и рост популистских движений — общеевропейский тренд последних лет.
Румыния, как и ряд других стран ЕС, проходит через экономический кризис. Избиратели недовольны высокой инфляцией, жалуются на «укоренившуюся» коррупцию и убеждены, что правительство «бросило» их. Всё это создает благодатную почву для протестного голосования и поддержки популистских сил. „
В этом смысле победа Кэлина Джорджеску на президентских выборах в Румынии может оказаться поворотным моментом не только для самой страны, но и подтвердить тенденцию, наблюдаемую в других странах центральной Европы. Например в Венгрии,
которая под руководством Виктора Орбана демонстрирует авторитарные тенденции откровенно пророссийский вектор внешней политики.
У проевропейских сил, впрочем, всё еще есть шанс оказать Джорджеску сопротивление. Результаты парламентских выборов показали: несмотря на то, что тренд на стороне ультраправых, у мейнстримных партий остаются поддержка и минимальное, но большинство. Так что теперь они попытаются, видимо, сформировать традиционный «санитарный кордон» против правых сил в парламенте и сплотиться вокруг Елены Ласкони накануне второго тура президентских выборов. Ей, в свою очередь, придется консолидировать и мобилизовать широкую группу избирателей, включая либералов, левоцентристов и, скорее всего, правоцентристов. Частью поддержки — со стороны либералов и правоцентристов — Ласкони уже заручиться удалось.
Джорджеску тоже не сидит сложа руки и стремится усилить свой месседж против истеблишмента, добиваясь ко второму туру поддержки других ультраправых, которые теперь чувствуют себя гораздо уверенней и, вероятно, готовы пойти на хотя бы временный, но союз с выпавшим из их рядов пророссийским политиком.
После решения Конституционного суда не объявлять перевыборы второй тур президентских выборов, вероятно, станет самым напряженным голосованием в стране за последние десятилетия.