Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан приехал в Киев утром 2 июля — на следующий день после того, как его страна начала полугодичное председательство в Совете ЕС, приняв эту миссию от Бельгии. Впрочем, сам Орбан в шутку поправил президента Зеленского: он, мол, пересек государственную границу с Украиной ночью. Добирался не поездом, а бронированным автомобильным кортежем, через горный перевал Карпат. Потому можно считать, что приехал в первые сутки председательства! Спешил, чтобы, по признанию на своей странице в Фейсбуке, «внести свой вклад в преодоление вызовов, стоящих перед Европейским союзом».
Зеленский спорить не стал. Тем более, что ночью в Украине была масштабная воздушная тревога, и высокий венгерский гость имел возможность составить личное впечатление о том, какая опасность грозит спящим городам от российских ракет. Визит не анонсировался (подобная практика в целях безопасности действует два с лишним года войны). Но журналисты «Европейской правды», ссылаясь на источники с украинской и венгерской сторон, сообщили, что Орбан подтвердил главе украинского государства готовность посетить Киев во время их встречи на недавнем саммите ЕС в Брюсселе. Краткое общение тогда попало в объективы телекамер — конечно, без звука. При этом венгерский премьер подошел сам, демонстрировал дружелюбие и даже похлопал Зеленского по плечу.
Хотя назвать межгосударственные отношения Венгрии и Украины теплыми язык не повернется. И не только потому, что предыдущий визит в Киев Виктор Орбан нанес еще в 2012-м году, к своему тезке, президенту Виктору Януковичу. С тех пор много воды утекло. Претензии Будапешта, связанные с положением и правами венгерского этнического меньшинства (это примерно 150 тысяч человек, компактно живущих в Закарпатье), только нарастали. Остроты процессу придал украинский образовательный закон, принятый в 2017-м. Будапешт воспринял его как попытку ассимиляции. „
Закон о нацменьшинствах образца 2022 года вывел кризис двусторонних отношений на новый уровень. Венгрия стала демонстративно противиться перспективам интеграции Украины в НАТО и в ЕС.
Вторжение России никак не отразилось на смягчении позиции венгерского руководства. Больше того, Будапешт стал ковать железо, пока горячо. Последовательно критиковал военную помощь Украине со стороны Евросоюза, а в начале текущего года передал Киеву список из 11 пунктов, который скорее походил на ультиматум. (Содержание документа, кстати, по требованию его авторов до сих пор является непубличным, утверждают украинские медийщики.) Но на саммите мира вице-премьер Ольга Стефанишина, глава украинской делегации на переговорах о вступлении в ЕС, сделала заявление о том, что двусторонние консультации продолжаются и власть «искренне готова разрешить одиннадцать проблемных пунктов». Контекст требований, говорят аналитики «Европейской правды», которым удалось узнать детали, следующий: надо вернуть все, как было при Януковиче.
Это что касается предыстории. Нынешнее же посещение Киева Виктором Орбаном в новом статусе имело куда более амбициозную цель, хотя вопросы венгерского национального меньшинства с повестки не ушли. Если судить по заголовкам влиятельных украинских СМИ, эксперты считали премьер-министра «троянским конем Кремля». И не промахнулись с определением. Виктор Орбан во время встречи с Зеленским в Киеве, 2 июля 2024 года. Фото: Сергей Долженко / EPA-EFE.
В заявлении для прессы после двусторонних переговоров тет-а-тет с президентом Украины Орбан признал, что предлагал Зеленскому безотлагательное прекращение огня по той линии соприкосновения с российскими войсками, которая есть сейчас. То есть сначала просто перестать стрелять, а потом уж решать, как перейти от перемирия к миру. «Я рассказал господину президенту, что его инициативы требуют много времени из-за правил международной дипломатии. Потому я попросил господина президента подумать о том, нельзя ли поступить немножко иначе: остановить огонь, а затем вести переговоры с Россией, ведь прекращение огня ускорило бы темпы этих переговоров», — заметил гость. Впрочем, тут же Виктор Орбан оговорился, что не настаивал на своей инициативе и воспринял украинские аргументы. „
«Я очень благодарен президенту за его откровенное мнение по этому вопросу»,
— заключил он и пообещал передать услышанное другим лидерам ЕС.
Наблюдатели отмечают: Владимир Зеленский в своем выступлении не стал высказывать то самое откровенное мнение. Зато подчеркнул, что Венгрия поддержала украинские мирные инициативы на саммите в Швейцарии. Обе стороны уделили достаточно внимания теме улучшения двусторонних отношений. Зеленский пообещал идти навстречу пожеланиям венгерской громады в Закарпатье, а Орбан — открыть первую украинскую школу в Венгрии. Владимир Зеленский и Марк Рютте на саммите мира в Швейцарии, 15 июня 2024 года. Фото: Alessandro Della Valle / EPA-EFE.
«Новая-Европа» спросила у Евгения Магды, украинского политолога, историка, директора Института мировой политики, насколько важно состоявшееся событие.
— Я думаю, визит Орбана, говоря футбольным языком, — это попытка набрать очки в матче на чужом поле, — ответил Магда. — Он абсолютно не случайно приехал в Киев уже в начале председательствования Венгрии в ЕС. Для Орбана это стремление показать Европейскому союзу, что он [Орбан] способен решать сложные вопросы. Украина же должна реагировать на действия Орбана адекватно и так называемые «одиннадцать пунктов» воспринимать скептически. Иначе, если мы прогнемся сейчас, не будет возможности устоять потом. Надо использовать тот факт, что, находясь в статусе председателя, Орбан вынужден придерживаться определенных принципов, норм и рамок, которые существуют в европейской политике. Поэтому у него просто нет шансов играть полностью на венгерском национализме. Я уверен, что Орбан будет стремиться навязать Киеву свою игру. И очень многое зависит от стойкости украинской позиции.
— Прямо по ходу переговоров с Орбаном президент Зеленский сообщил, что имел телефонную беседу с премьером Нидерландов, «моим другом Марком Рютте», обсудил будущее взаимодействие Украины с Альянсом и добавил, что продолжит оставаться с ним на связи как с новым генсеком НАТО. Прозрачный намек «не-другу»?
— Тактический ход. Но вряд ли сегодня у Рютте есть механизмы влияния на Орбана. А по-настоящему рабочий механизм, на мой взгляд, таков: Украина должна показать, что она совсем не враг Венгрии. А Венгрия, это очевидно, стремится просто получить соизмеримую часть денег, которую ЕС собирается инвестировать в Украину.
Киев