«Откатить назад уже невозможно» . «Новая-Европа» узнала, из-за чего Нюта Федермессер оставила Центр паллиативной помощи

2 hours ago 15

Нюта Федермессер на праздновании 30-летия Первого Московского Хосписа. Фото: Telegram-канал Нюты Федермессер.
18 ноября учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» Анна (Нюта) Федермессер сообщила о том, что 2 декабря уходит с поста директора Московского центра паллиативной помощи (ЦПП), который она занимала восемь лет.
В своем посте Федермессер рассказала, что «это был потрясающий, важнейший и очень полезный опыт», и теперь, когда она уходит с этой должности, ей хочется плакать. Она также поблагодарила своих коллег и покровителей, среди которых — мэр Москвы Сергей Собянин и его заместитель по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
«Ясное дело, что без поддержки Сергея Семеновича Собянина подобный масштаб и изменения немыслимы. Я помню, как непросто ему было прийти в хоспис в первый раз, с каким вниманием он там впитывал всё, что составляет специфику паллиативной помощи», — описывает она визит Собянина в ЦПП. Федермессер также рассказала о проделанной работе и развитии Центра. Так, по словам общественницы, за последние четыре года Центр паллиативной помощи вырос в три раза, став «самой крупной площадкой паллиатива в мире»: 800 коек, 13 стационаров, 19 выездных служб, более 2500 сотрудников и 40 тысяч пациентов в год. При этом, пишет Нюта, 70% своего времени она, непосредственный руководитель этого хозяйства, проводит не в Москве:

«Я остаюсь и в Правлении фонда “Вера”, где на мне во многом сбор средств и принятие решений, и в проекте Народного фронта “Регион заботы”, где нужно проводить мониторинг паллиативной помощи в 5–6 регионах страны ежегодно и продолжать работу по деинституционализации психоневрологических интернатов (ПНИ)».
Нюта Федермессер пишет, что решение об уходе из ЦПП она приняла еще в 2023 году, когда «было уже точно понятно, что в Москве “нет больше хороших и плохих хосписов”». «Нет никакого смысла искать близкому человеку место получше — везде хорошо. Везде обезболивание, везде бесплатно, везде уютно и достойно. „

К концу 2023 года можно было совершенно уверенно сказать, что в Москве система паллиативной помощи лучшая не только в России, но и в мире. И это не лукавство и не преувеличение. Откатить назад уже невозможно», — пишет она.
Однако и намекает, что на ее решение уйти повлияли именно реформы в московском здравоохранении. В частности, начавшееся в 2024 году преобразование в системе организации медицинской помощи: внедрение электронных технологий, алгоритмов работы выездных служб, базового плана визитов. По словам экс-директора ЦПП, департаменту здравоохранения нужна прозрачность и соответствие стандарту, «а у меня всегда только один стандарт — доплыть до того утопающего, чей крик о помощи оказался в зоне моего слуха».
Начиная с 2023 года она готовила учреждение к своему уходу, обучала команду и передавала все дела:

«По своей сути я — училка, пионервожатая, общественник, но не менеджер. Мне интересно вдохновлять, увлекать. При этом я умею собирать команду классных мотивированных специалистов. Все проекты, которые я запускала, работают без меня дальше, и это для меня самое главное».
Нюта Федермессер настолько не сомневается, что центр будет развиваться дальше и без нее, что даже отказалась от предложенного ей поста президента Центра. Сама же она планирует двигаться дальше: передавать накопленный опыт, запускать новые проекты и заниматься наследием своем матери Веры Миллионщиковой. 30-летие Первого Московского Хосписа. Фото: Telegram-канал Нюты Федермессер.
«Мне жутко важно помочь организовать хоспис в Выборге, я обещала участвовать в создании нового хосписа в Самаре… Надеюсь, удастся выстроить работу еще одного Дома милосердия в селе Камышное в Луганской области. И столько всего еще хочется сделать…» — пишет она.
Несмотря на крайне умиротворяющий тон сообщения Федермессер о собственном уходе из ЦПП, в медиа новость восприняли с явным подозрением на существующий «подтекст». Z-издание «Абзац» сообщило, что «противницу СВО» Нюту Федермессер «уволили из госучреждения». При этом никаких доказательств в пользу версии об увольнении пропагандисты не приводят, а статья их почти полностью посвящена «разоблачению» общественницы. В частности, экс-главе ЦПП припомнили «историю (или шутку) с сексуальным обслуживанием пациентов хосписа и выпад в адрес некрасивых работниц почтового отделения.
Автор текста также критикует акцию «Дети вместо цветов», которую вместе с другими НКО проводит фонд «Вера». Суть ее заключается в том, что 1 сентября дети и родители вместо покупки многочисленных букетов жертвуют деньги на благотворительность. «Благотворительность — это хорошо. Но пусть растут сто цветов. И дети вместе с цветами, а не вместо них. Пусть благотворительность будет прозрачной, а те, кто ей занимается, не превращаются в забронзовевших дельцов с фантастическими зарплатами и высокомерным отношением к обычным людям», — на такой пафосной ноте заканчивается статья.
«Медуза» и Би-би-си поспешили напомнить читателям о том, что в сентябре 2023 года Нюта Федермессер была исключена из Совета при правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере. Это случилось после того, как она выступила против поправок к закону «О психиатрической помощи», которые упразднили норму о создании «Службы защиты прав пациентов». Тем самым общественников фактически лишили возможности защищать права пациентов психбольниц и ПНИ.
Для Федермессер это была глубоко личная история. В апреле 2023 года она сообщила о том, что в петербургском ПНИ № 10 от истощения умерли как минимум семь детей. Из-за нехватки персонала их не успевали кормить. После этого у фонда «Вера» начались проблемы. „

Как Нюта рассказала «Фонтанке», «ее фонд начал получать отказы в пользовании помещениями, в размещении социальной рекламы и в бесплатном проезде по “Магистрали северной столицы” для своего медицинского транспорта». В личной беседе одна из чиновниц якобы сказала ей: «Это вам за скандал с ПНИ».
Дисконнект с властью у Нюты случался и раньше. В феврале 2022 года она и еще ряд общественных деятелей, включая актрису Чулпан Хаматову, подписали обращение к Путину с призывом остановить войну против Украины. Всего документ подписали 80 руководителей НКО и благотворительных фондов, многие из которых после этого были «наказаны рублем». Так, фонд «Вера» перестал получать поддержку Фонда президентских грантов.
Кстати, Нюта Федермессер не раз говорила о том, что готова брать деньги у кого угодно, и никогда не отказывалась от президентских грантов. Такая позиция часто делала ее мишенью для критики со стороны некоторых оппозиционеров. Как и то, что она не раз выступала с формальной поддержкой российского руководства. В 2018 году она поддержала Собянина на выборах мэра Москвы и стала его доверенным лицом, а позже вступила в «Общероссийский народный фронт», созданный Владимиром Путиным. В прессе и соцсетях тут же разгорелась дискуссия: может ли уважаемый общественник и благотворитель сотрудничать с властью? Мнения разделились. Одни сочли, что ради помощи умирающим людям можно пойти на что угодно, другие в Федермессер разочаровались.

«Моя задача — сделать так, чтобы их [пациентов хосписов] последние дни были максимально достойными. Чтобы они ушли без боли, грязи, без страха, не в одиночестве. Так что я буду сотрудничать с той властью, при которой суждено уйти из жизни этим людям», — четко обозначила свою позицию Нюта в интервью «Правмир». Из архива фонда Вера. Фото: fondvera.ru.
Еще один конфликт случился в 2019 году на выборах в Мосгордуму. Глава фонда «Вера» собиралась стать депутатом и, возможно, могла выдвинуться в том же избирательном округе, что и Любовь Соболь. По этому поводу политик Алексей Навальный написал открытое письмо, в котором призвал общественницу снять свою кандидатуру, поскольку «мэрия использует Федермессер и ее репутацию, чтобы не дать победить Соболь». По мнению Навального, это «не компромисс и даже не конформизм, а настоящий коллаборационизм». В итоге после череды скандалов Федермессер сняла свою кандидатуру, а Соболь к выборам даже не допустили.
Еще более неприятная ситуация имела место в декабре 2019 года. Представители «Альянса врачей» обвинили главу ЦПП в том, что она «отжала здание» действующей городской клинической онкологической больницы (ГКОБ) № 1. По данным профсоюза, всех сотрудников медучреждения вынуждали уволиться, а больницу фактически уничтожали, чтобы там разместить филиал хосписа.
«Да, я отжала своим умирающим, — подтвердила Федермессер, пояснив, что здание ГКОБ №1 ветхое и не может быть отремонтировано и переоборудовано по всем стандартам, но для тех, кому нужен уход, а не лечение, это не важно: — Там невозможно установить современное оборудование КТ, МРТ. Ребят, мне не надо КТ, МРТ. Там невозможно разметить лабораторию, а мне не нужна лаборатория, у меня уход, в Москве огромная нехватка сестринского ухода. — Нюта назвала и свое видение причин возмущения врачей ГКОБ №1: — Большинство сотрудников больницы ничего не знали о планах руководства — и это стало причиной конфликта».
Вообще, Нюта Федермессер все последние годы находилась между молотом и наковальней. С одной стороны, она была вынуждена сотрудничать с властью, получать оплеухи со стороны прогрессивной общественности, а с другой — и Z-публика постоянно щипала ее за антивоенную позицию. Получая удары то от одних, то от других, она продолжала работать, находясь в России. И ее недавнее увольнение действительно очень похоже на то, что неконтролируемую Федермессер выдавили из ЦПП, как об этом намекают в прессе.
Однако источник «Новой-Европа», знакомый с ситуацией, подтверждает, что дело обстоит не совсем так. Коллега Федермессер говорит, что она решила уйти сама, потому что не успевает совмещать работу советником губернатора Нижегородской области по социальным вопросам, руководить фондом «Вера», управлять ЦПП и двигать программы в рамках проекта ОНФ «Регион заботы» .

«Она ездит по всей стране, смотрит, проверяет, пишет отчеты, спасает детей и взрослых. На фоне всей этой активности тяжело быть директором ЦПП. Это реально тяжелая работа. Она собиралась уходить еще год назад. Там нет никакого скандала, речь не идет о том, что всё изменится с паллиативной помощью, людям перестанут помогать. Этого ничего нет».
Как утверждает источник, Нюта Федермессер «хочет что-то делать, а не просто занимать должность и получать зарплату». Несмотря на уход с должности, экс-директор ЦПП сохранила свои связи. «Возможность решения через нее каких-то проблем останется, — считает собеседник. — Никто ее не тронет».
Read Entire Article