Саяна Зарикуева, задержанного накануне из-за облитого краской памятника герою СССР Сергею Орешкову, заподозрили в подготовке к диверсии (ч. 1 ст. 281 с применением ч. 1 ст. 30 УК). Об этом сообщает Следственное управление СК по Бурятии.
Силовики утверждают, что в телефоне мужчины они нашли сведения об «активной» подготовке к поджогу релейного шкафа.
Из-за облитого краской памятника на Зарикуева уже завели дело по статье о публичном оскорблении памяти защитников Отечества (ч. 3 ст. 354.1 УК). Пресс-служба местного МВД писала, что безработный 47-летний мужчина в начале месяца согласился на уговоры неизвестного в телеграме, облил 6 июля памятник из бутылки и отправил фотоотчет, за что получил 100 долларов. В том же пресс-релизе говорилось, что он якобы получил от «заказчика» «новое задание».
Дела о диверсии и памятнике объединили в одно производство. Меру пресечения Зарикуеву еще не избрали.
По мнению Информационно-аналитического центра «Сова», многие дела по статье 354.1 УК возбуждаются неправомерно и должны квалифицироваться по другим статьям Уголовного кодекса или же решаться в рамках гражданского, а не уголовного процесса.
До начала полномасштабной войны с Украиной в России редко судили по статье о диверсиях (ст. 281 УК) — за последние десять лет суды выносили по несколько приговоров в год, выяснила «Медиазона». С осени 2022 года силовики стали регулярно возбуждать уголовные дела по этой статье: журналисты издания изучили известные дела и выяснили, что почти в трех четвертях из них говорится о повреждении релейных шкафов на железных дорогах. Кроме того, в конце 2022 года наказание за диверсии ужесточили: в УК ввели три новых связанных статьи, одна из которых предполагает пожизненное лишение свободы.
Как правило, подробности уголовных дел о диверсиях почти неизвестны — информацию о них, в основном, распространяют силовики. Помимо статьи о диверсии, некоторым обвиняемым также вменяют статью о теракте (ст. 205 УК) или его подготовке. Из имеющихся данных можно сделать вывод, что возбуждение дел именно по этим статьям не всегда имеет под собой основания: далеко не все случаи несут в себе серьезные последствия для работы железной дороги, а некоторые совсем незначительны. Во многих случаях обвиняемые рассказывали, что повреждали релейные шкафы и другое оборудование на дорогах за небольшие деньги. При этом в ряде случаев можно утверждать, что поджоги были способом выступить против полномасштабного вторжения в Украину.