Причины
Президент Южной Кореи Юн Сук Ёль объявил о введении военного положения. По его словам, у него не было другого выбора, чтобы сохранить свободный и конституционный порядок. По мнению президента, оппозиционные партии пытаются ввергнуть страну в кризис. Например, ранее Демократическая партия, имеющая большинство в парламенте, выдвинула требование об импичменте некоторых высших прокуроров страны и отклонила предложение правительства по бюджету. „
«Я объявляю военное положение, чтобы защитить свободную Республику Корея от угрозы северокорейских коммунистических сил, искоренить отвратительные просеверокорейские антигосударственные силы, которые грабят свободу и счастье нашего народа, и защитить свободный конституционный порядок»,
— заявил Юн.
10 апреля 2024 года оппозиционная Демократическая партия «Тобуро» одержала победу на парламентских выборах, получив 175 из 300 мест в Национальном собрании. Правящая партия «Сила народа» и ее союзники получили 108 мест, что ослабило позиции президента и его партии. Также рейтинг одобрения президента Юн Сок Ёля снизился до 19%, что является минимальным значением с момента его вступления в должность в мае 2022 года.
В августе 2024 года председатель комитета по стратегии и планированию Демократической партии Южной Кореи Ким Мин Сок заявил о возможной подготовке администрацией президента плана введения военного положения. Тогда власти отвергли эти обвинения, назвав их беспочвенными. Профессор Юджин Ли из Университета Сонгюнгван отметил, что вероятность введения военного положения мала. Генерал в отставке Чон Ин Бом подчеркнул, что слухи о военном положении «звучат на фоне серьезной политической поляризации и общественного недоверия», но вероятность успешного переворота в современной Южной Корее остается низкой благодаря сильным демократическим институтам и активному гражданскому обществу.
«Президент бодался с оппозицией, она принимала какие-то законы, он накладывал вето на них, они очень сильно ругались. Его бесило, что парламент самостоятельно проводил какие-то меры, типа снятия близких президенту чиновников. Видимо, сейчас ему это всё надоело, решил в диктатора поиграть», — предполагает кореевед, лектор Университета Корё Фёдор Тертицкий.
По его словам, лидер оппозиции Ли Джэмён — «человек, симпатизирующий Северной Корее, один из самых левых политиков за всю историю демократии». Это тоже вызвало опасения президента. Полицейские перед зданием Национального собрания в Сеуле, Южная Корея, 3 декабря 2024 года. Фото: Lee Jin-man / AP Photo / Scanpix / LETA.
Последствия
Юн Сок Ёль не сообщил, что именно изменится в рамках военного положения. Глава правящей в Южной Корее партии заявил, что введение военного положения — это неправильно, и он будет блокировать решение. Министр обороны распорядился провести совещание с участием ключевых командиров, подобные встречи объявили глава МИД и глава министерства финансов.
Согласно Конституции, президент имеет право вводить военное положение в условиях войны, вооруженного конфликта или других чрезвычайных ситуаций, угрожающих национальной безопасности. Военное положение делится на два типа: чрезвычайное и охранное. Оно позволяет военным временно взять на себя функции поддержания общественного порядка и безопасности, включая ограничение гражданских свобод, таких как свобода собраний и передвижения.
Сейчас в Южной Корее запретили деятельность партий и парламента, политические акции, под контроль властей должны перейти СМИ и издательства. „
«Запрещена вся политическая деятельность, включая протесты»,
— говорится в заявлении военных. Лидер оппозиционной партии Ли Джэмён. Фото: Yonhap / EPA.
В целом, по словам Тертицкого, в законе о чрезвычайном положении «есть огромное количество обеспечительных мер, которые могут быть приняты». „
«Фактически это временное введение в стране диктатуры. Может быть нарушена безопасность жилища, могут быть временные задержания, аресты, приостановка деятельности, публикация печатных материалов.
Есть список довольно серьезных преступлений, которые под действием чрезвычайного положения будут рассматриваться военным судом», — объяснил эксперт.
Он отмечает, что в КНДР, вероятно, сейчас следят за тем, что происходит в Сеуле, но будут ли как-то меняться отношения между странами — непонятно.
В самой столице Южной Кореи, по данным СМИ, уже заметили, как несколько колонн спецтехники ехали в сторону парламента. Демократическая партия Кореи призвала депутатов собраться там. Вход и выход из него уже заблокированы силовиками. Перед зданием парламента собираются люди.