28-летняя жительница Ингушетии Марина Яндиева сбежала из дома. Ее подвез правозащитник из «Команды против пыток», чеченец Магомед Аламов. После этого ему и его семье начали поступать угрозы. Аламова обещают убить, если девушка не вернется домой в течение недели. «Холод» рассказывает, что об этом известно.
«Если за эту неделю вы не вернетесь, меня убьют»
Об угрозах Магомеду Аламову рассказала кризисная группа СК SOS. Как сообщают правозащитники, он сопровождал Яндиеву 5 октября, когда та сбегала из дома. «Что это за девушка, зачем ее нужно было отвезти, ему было неизвестно. Он просто отвез ее из точки А в точку Б. И, собственно говоря, больше никогда не видел и с ней никогда не общался», — говорит руководитель «Команды против пыток» Сергей Бабинец.
После этого 11 октября ему позвонили из Центра по противодействию экстремизму Ингушетии и сообщили, что Яндиеву объявили в региональный розыск. От Аламова потребовали прийти на допрос в связи с его якобы причастностью к исчезновению девушки. Он сказал, что находится в другом регионе. Спустя три дня сотрудники чеченской полиции похитили брата Аламова и удерживали его в полку Кадырова. От него требовали связаться с правозащитником и убедить его приехать в Чечню. Как сообщили «Холоду» в СК SOS, Аламов вернулся в Чечню, а его брата отпустили.
19 октября Яндиева подала заявление о снятии с розыска. На следующий день полиция сообщила ей, что силовики Ингушетии требуют ее задержания — из-за заявления о краже, поданного родственниками. После этого, 23 октября, Яндиева решила созвониться с родственниками. Аудиозапись разговора Яндиевой со своей тетей и Аламовым, который состоялся 23 октября, опубликовала Кризисная группа СК SOS.
«Я у вас дома, в окружении ваших родственников. Моя жизнь и жизнь моих родственников под угрозой. Мне условие ставят: одну неделю, чтоб вы приехали домой. Если за эту неделю вы не вернетесь, меня убьют», — сказал Аламов Яндиевой.
Дальше в разговор вступила тетя Яндиевой — Зухра Местоева, которая подтвердила слова Аламова. «Давай без последствий для людей, без последствий для нашей семьи. Тихо, мирно отпустим этого человека. У него пятеро детей, тяжело онкологически больной отец. Всех привели, творится кошмар. Маленькие как котята дети. Ты же мусульманка, у тебя же есть сердце», — сказала Местоева.
Яндиева переспросила тетю, считает ли она нормальным поставленный ей ультиматум. Та ответила: «А ты, сука, считаешь нормальным то, что ты делаешь? Не раздувай эту ситуацию. Послушай меня, там не одного человека убьют!»
На этом запись прерывается.
Убийство чести и обряды экзорцизма
Уехать из Ингушетии Марина Яндиева решилась из-за отношений с родственниками — дома она регулярно сталкивалась с насилием. В 2011 году девушка поступила в университет в Москве. Однако в 2015 году, как пишет СК SOS, родственники поместили ее в подмосковный исламский центр, где проводили обряды экзорцизма, а затем насильно увезли обратно в Ингушетию.
Спустя год Яндиева попыталась сбежать, но ее нашли, избили и вернули домой, где она провела три года без связи. За это время, по данным СК SOS, родственники «сфабриковали справку о ее психическом расстройстве и угрожали убийством чести», если девушка не будет им подчиняться.
В 2019 году семья Яндиевой перестала постоянно контролировать девушку, ей разрешили выходить из дома. Тогда она начала готовиться к новому побегу, который совершила 5 октября.
«Уезжать он, естественно, не хочет»
Как сообщает «Медиазона» со ссылкой на руководителя «Команды против пыток» Сергея Бабинца, сейчас Аламов находится в Чечне, где ему постоянно приходится бывать то в полиции, то у родственников Яндиевой. При этом Аламов не может покинуть регион из-за угроз семье.
«Если даже Магомед и уедет, под угрозу попадут его многочисленные родственники, которые находятся на Северном Кавказе. И, собственно говоря, исходя из содержания той аудиозаписи, которую мы все с вами слышали, претензии будут предъявлены уже к ним, и они будут находиться в зоне риска. Магомед Аламов, как добропорядочный семьянин и ответственный гражданин, не может допустить того, чтобы из-за него кто-то из его родственников пострадал. И поэтому он уезжать, естественно, не хочет», — говорит Бабинец.
«Команда против пыток» обратилась в МВД и прокуратуру, потребовав обеспечить безопасность Магомеду Аламову и членам его семьи. В свою очередь Кризисная группа СК SOS направила обращение к уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой. Она пока никак на это не отреагировала.
СК SOS пишет, что родственники Яндиевой — «высокопоставленные в Ингушетии люди, обладающие административным ресурсом». Ее тетя, Зарема Антошкиева, занимает должность и. о. министра здравоохранения республики, а дядя работает в МВД Ингушетии. Другой дядя, по данным правозащитников, «имеет связи с замминистра обороны».
Сообщение Российский правозащитник подвез девушку из Ингушетии появились сначала на «Холод».