Следователь по особо важным делам Главного следственного управления Следственного комитета РФ вынес постановление, которое запрещает политику Владимиру Кара-Мурзе общаться по телефону с детьми. Об этом сообщается в твиттере политика.
По мнению следователя, разговоры с детьми могут «создать реальную угрозу надлежащему осуществлению уголовного судопроизводства, а также иным образом воспрепятствовать производству по делу».
Владимира Кара-Мурзу обвиняют по статьям о «фейках» про российскую армию по мотивам политической ненависти (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК), об осуществлении деятельности «нежелательной организации» (ч. 1 ст. 284.1 УК) и о государственной измене (ст. 275 УК).
В апреле политика арестовали на 15 суток по статье о неповиновении полиции, а затем, пока он отбывал арест, завели на него первое уголовное дело — по статье о «фейках» про армию. Поводом для него стало выступление политика в Палате представителей штата Аризона. В своей речи он сказал: «Сегодня весь мир видит, что путинский режим делает с Украиной. Он сбрасывает бомбы на жилые районы, на больницы и школы».
22 апреля политика поместили в СИЗО. В этот же день Минюст признал его «иностранным агентом». В июле против Кара-Мурзы возбудили второе дело — об осуществлении деятельности «нежелательной организации». Поводом стало сотрудничества политика с фондом «Свободная Россия», якобы на его деньги Кара-Мурза провел круглый стол в поддержку политзаключенных.
О третьем деле, по статье о государственной измене, стало известно в октябре — поводом снова стали публичные выступления политика. На конференциях в Лиссабоне, Осло и Хельсинки Кара-Мурза говорил о нелегитимности выборов в России, о политических репрессиях и цензуре в стране, а также о войне в Украине.
Адвокат проекта «Первый отдел» Валерия Ветошкина в разговоре с ОВД-Инфо отметила, что это первое публично известное дело за совершение государственной измены в форме, не связанной с передачей государственной тайны.
В 2015 и в 2017 годах Владимир Кара-Мурза заявлял, что его отравили. Оба раза диагноз подтверждали врачи; после одного из отравлений политик впал в кому. В 2021 году журналисты Bellingcat и The Insider выпустили расследование, в котором утверждали, что те же сотрудники ФСБ, что и в случае с Алексеем Навальным, причастны к отравлениям Кара-Мурзы. Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело из-за отравления политика — суды признали это решение законным.
Статью 207.3 (Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил Российской Федерации) включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года — таким образом власти отреагировали на антивоенные выступления и высказывания, а также распространение информации о войне, не исходящей из официальных российских источников. Максимальное наказание по статье — 15 лет лишения свободы.