У крымского татарина Зеври Абсеитова, осужденного по делу «Хизб ут-Тахрир», ухудшилось состояние здоровья в исправительной колонии № 1 Ставрополья. Об этом пишет «Крымская солидарность» со ссылкой на жену Абсеитова, Фатму.
«Его здоровье за эти 7 лет заметно ухудшилось. Требуется общее медицинское обследование и лечение. Он постоянно ходит с тонометром, его беспокоит гипертония, боли в желудке и почках, суставах, оставшиеся зубы требуют лечения. Появились непонятные уплотнения в области живота, требующие обследования», — рассказала проекту Фатма Абсеитова.
Женщина добавила, что администрация колонии выделила на свидание только двое суток, сославшись на проведение ремонтных работ.
В октябре 2022 года стало известно, что крымскому татарину не оказывают медицинскую помощь в ИК.
Абсеитов проходит по первому бахчисарайскому делу «Хизб ут-Тахрир», где помимо него еще трое фигурантов: Ремзи Меметов, Рустем Абильтаров и Энвер Мамутов. Их заключили под стражу в 2016 году после обысков в домах крымских татар.
В 2018 году Мамутова приговорили к 17 годам лишения свободы; Меметова, Абильтарова, Абсеитова — к 9 годам. Мамутов признали виновным по статье об организации террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК), остальных — по статье об участии в ней (ч. 2 ст. 205.5 УК). Каждому вменили приготовление к насильственному захвату власти организованной группой по предварительному сговору (ст. 278 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК и ч. 2 ст. 35 УК).
По версии следствия, мужчины встречались в гараже у Мамутова, читали литературу партии «Хизб ут-Тахрир» и обсуждали философские, религиозные и политические вопросы. «Крымская солидарность» со ссылкой на материалы дела отмечает, что у осужденных не было оружия, взрывчатки и других опасных предметов; они не планировали устраивать теракты.
Позднее наказание смягчили: Мамутову назначили 16 лет и 9 месяцев лишения свободы, остальным — по 8 лет и 9 месяцев.
Исламистскую партию «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России террористической организацией. Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению Информационно-аналитического центра «Сова» и проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал», партия признана в России террористической неправомерно.