Украина вернула Максима Буткевича из российского плена. Правозащитник и военный был приговорен российским судом к 13 годам колонии за преступление, которого он не мог совершить

2 hours ago 15


Между Украиной и Россией 18 октября состоялся обмен пленными по формуле «95 на 95». Среди обмененных украинских граждан — 28 военных, которые были приговорены к длительным срокам, и 20 приговоренных к пожизненному заключению.
«Каждый раз, когда Украина спасает своих людей из российского плена, мы приближаем день, когда свобода будет возвращена всем находящимся в российской неволе», — поприветствовал пленных президент Украины Владимир Зеленский».
Среди вернувшихся в Украину — правозащитник, журналист и антифашист Максим Буткевич. Об этом его отец Александр Буткевич сообщил Центру прав человека ZMINA. В марте 2023 года «суд» на оккупированных территориях Луганской области «приговорил» Максима к 13 годам колонии строгого режима за якобы обстрел подъезда жилого дома в Северодонецке и ранение двух гражданских. При этом журналисты доказали, что он физически не мог находиться в зоне боевых действий в тот момент.
Вспоминаем подробнее о деле против Буткевича — в материале «Новой-Европа». Украина, 18 октября 2024 года. Фото: EPA-EFE.
Максим Буткевич — 45-летний украинский журналист, правозащитник и активист из Киева. Окончил философский факультет КНУ, работал на телевидении и в Украинской службе Би-би-си. Позже занялся правозащитной деятельностью, став координатором проекта «Без границ», защищающего права беженцев и мигрантов.
Буткевич активно выступал против ультраправых движений и ксенофобии, за что подвергался нападкам. В 2014 году, после начала войны России с Украиной, помогал внутренним переселенцам из Крыма и Донбасса, а также боролся за освобождение украинских политзаключенных. Кроме того, Буткевич работал в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев и отвечал за регион «Украина — Молдова — Беларусь».
24 февраля 2022 года Буткевич пришел в военкомат, а 4 марта начал службу в украинской армии. В конце июня мужчина попал в российский плен на территории Луганской области. Минобороны Украины рапортовало, что в «горский котел» попали около двух тысяч украинских военных. Российские госСМИ тогда распространили видео с Буткевичем, после чего пропагандисты устроили правозащитнику травлю.
Родители Буткевича надеялись на его возвращение в рамках обмена пленными, однако 10 марта 2023-го стало известно, что суд в Луганске приговорил мужчину к 13 годам колонии строгого режима. Его обвинили в жестоком обращении с гражданским населением, покушении на убийство и повреждении имущества. По версии следствия, 4 июня в Северодонецке Буткевич якобы выстрелил из гранатомета по мирным жителям.
В начале ноября 2023-го родственники военнопленного рассказали, что с августа не получали информацию о его местонахождении. Его мать сообщила, что в последний раз видела сына «на экране монитора в зале московского апелляционного суда». Только в декабре мужчину нашли в колонии на территории города Красный Луч в «ЛНР». Украинский правозащитник Максим Буткевич в Верховном суде РФ. Фото: Медиазона.
При этом журналисты «Ґрати» подтвердили, что Буткевич не мог совершить преступление, которое ему вменили российские власти. Коллеги и друзья мужчины рассказали, что 4 июня его подразделение не могло быть в Северодонецке. По словам близких Буткевича, он попал в Донбасс не ранее 14 июня, а до этого находился в Киеве и Киевской области. Информацию об этом подтверждали и личные переписки, которые есть в распоряжении журналистов «Ґрати».
В российском Следственном комитете в то же время заявили, что Буткевич признал вину и «раскаялся в содеянном». Как писало «Ґрати», „

на мужчину надавили, поставив перед выбором: либо он признает вину, либо его не станут вносить в списки на обмен.
Эту информацию журналистам подтвердил источник в Луганском СИЗО, имевший доступ к Буткевичу.
22 августа 2023-го российский суд в апелляции оставил приговор Буткевичу без изменений. Военнопленный присутствовал на заседании по видеосвязи, в здание суда при этом пришли его поддержать сотрудники посольств Великобритании, Германии и Франции, и коллеги-правозащитники из российского «Мемориала».
«Я хотел бы выразить благодарность всем тем людям, которым небезразлична моя судьба и всех украинских военнопленных, которые сейчас в тяжелой ситуации. Люди, которые находятся в статусе либо военнопленных, либо уже осужденных, тоже постоянно думают не только о родных и близких, но и всех, кто остался на свободе, кто находится в Украине, и все надеются, что военнопленных освободят», — сказал военнопленный в последнем слове.
Член Совета Центра «Мемориал» и глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, которая также присутствовала на заседании, рассказала, что тесно сотрудничала с Буткевичем, когда тот работал с беженцами в Украине.
«Макс Буткевич — совершенно замечательный человек, которому благодарны очень многие за помощь и даже за спасение жизни. Я занимаюсь беженцами, а Макс был главным по беженцам в Украине. Когда мы не могли помочь получить убежище людям в России, спасти их от неприятностей, например, был риск депортации, мы отправляли их в Украину, и их принимал Макс, который делал невероятные вещи. „

Когда Макс уже был призван в армию и был в ВСУ, он даже оттуда координировал спасение гражданки России, которая нуждалась в убежище и в поддержке.
Она оказалась на территории, где шли бои, и оттуда ее забрали и перевезли в другую европейскую страну. Короче говоря, он просто часто делал чудеса. И таких дел очень и очень много», — поделилась российская правозащитница.
Правозащитный проект «Мемориал» тогда признал Максима Буткевича политическим заключённым и потребовал его немедленного освобождения. Организация подчеркнула:
«Мы полагаем, что дело Буткевича было инициировано с пропагандистскими целями. Для внутренней пропаганды это дело вписывается в массированную кампанию очернения украинского народа и оправдания ведущейся войны, доказательства “фашистской” сущности украинского государства. Одновременно, для мирового сообщества, российские власти пытаются “уравновесить” информацию о военных преступлениях, совершаемых российской стороной в ходе военных действий».
Read Entire Article