Электрический шик. Доля электромобилей и гибридов в мировых автопродажах впервые превысила 10%. А в Норвегии — целых 93%

1 year ago 63


В январе принято подводить итоги завершившегося недавно года. Вот и мы посмотрим, какие изменения произошли в мировой автомобильной отрасли. Не количественные — качественные изменения. Фото: Getty Images
По первым прикидкам, в общемировых автопродажах в 2022 году доля электромобилей и заряжаемых гибридов впервые превысила 10%. Многие уже написали о том, что в Норвегии доля «чистых» электромобилей достигла 79,3%. Еще 8,5% от всех автопродаж составили заряжаемые «от розетки» гибриды. Еще 5,4% — неподключаемые гибриды (автомобили, в которых аккумулятор заряжается только во время езды, а основную роль играет ДВС. — Прим. ред.).
На долю «чистых» бензиновых и дизельных моделей пришлось, таким образом, 6,8% от всех проданных в этой северной стране автомобилей. Лучше, наверное, прописью: шесть целых, восемь десятых. Думаю, под историей двигателя внутреннего сгорания в Норвегии смело можно подвести черту.
Про Норвегию знают все, гораздо меньшее количество людей в курсе того, что и у ее соседки, Швеции, с двигателем внутреннего сгорания тоже всё совсем не ладно. Судите сами: „

в 2022 году доля электромобилей и заряжаемых гибридов на рынке Швеции составила 56%, в декабре она подскочила до рекордных 74,6% от всех проданных в этом месяце автомобилей.
Но это «помешанные на экологии и налоговых льготах» скандинавы. А что на континенте?
Посмотрим на крупнейший авторынок Европы — Германию. Доля «чистых» электромобилей в 2022 году на немецком рынке составила 17,7%, заряжаемых гибридов — еще 13,7%. Совокупно — 31,4%. Но тут есть один интересный момент: если судить по 2022 году, бурный рост автомобилей с электродвигателем на немецком рынке подошел к концу. Если в 2018–2021 годах доля таковых подскочила с 1,8% до 26% от всех автопродаж, то есть в 13 раз, то в 2022-м она увеличилась всего на 20%.
Из чего можно сделать предположение (пока не вывод), что электрификация крупных авторынков по другой модели. При доле электромобилей и заряжаемых гибридов около 25–30% рынок становится «зрелым», и темпы прироста существенно падают. Принц Уэльский Чарльз садится в свой полностью электрический автомобиль Jaguar I-PACE. Фото: Max Mumby/Indigo/Getty Images
Посмотрим теперь еще на один крупный европейский авторынок, английский. В Великобритании в 2022 году доля «чистых» электромобилей в продажах составила 32,9%, заряжаемых гибридов — 6,5%. Совокупно на них пришлось 39,4% рынка. В 2021 году они занимали 33,2%. То есть годовая прибавка рыночной доли составила практически те же 20%, что и в Германии. Но стоит отметить, что в Великобритании неподключаемые гибриды заняли в 2022 году 24,6% рынка. Оставив, таким образом, на долю «чистых» бензиновых и дизельных моделей 36%.
Надо понимать, что неподключаемые гибриды (как, собственно, и заряжаемые) — это переходный пункт, ступень к «чистому» электромобилю. Их распространение вызвано недостаточной развитостью сети зарядных станций, с ликвидацией этого пробела гибриды отомрут.
Посмотрим теперь на мир в целом, на его крупнейшие авторынки. Доля электромобилей и заряжаемых гибридов составила в Китае 30%, в ЕС — 23%, в США — 5,6%, в Японии — 1%.
У японцев популярны неподключаемые гибриды, их доля в продажах составляет приблизительно 40%. Возможно, это вызвано малыми размерами островов, где дневной пробег на зарядке плюс необходимый для заряда пробег на ДВС приблизительно равны стандартному дневному пробегу. Проще говоря, если японец в среднем проезжает в день 70 км, то из них 50 км он едет на бензине, оставшиеся 20 км — на накопленном за время движения на бензиновом двигателе электричестве. Электромобиль AITO M5 в магазине Huawei, провинция Гуйчжоу, Китай, 13 мая 2022 г. Фото: Getty Images
Нельзя отдельно не упомянуть Китай, который опередил Германию и стал вторым в мире экспортером электромобилей, отправив на экспорт более 3 млн автомобилей. „

В конце года месячный экспорт автомобилей Китаем вырос до $6 млрд, из которых 60% дали автомобили с электрическим двигателем.
Можно сказать, что электромобили на наших глазах превращают Китай из крупнейшего автопроизводителя планеты в крупнейшего в мире экспортера автомобилей.
В США общие продажи автомобилей упали на 8% в прошлом году. Но при этом продажи электромобилей выросли на две трети, превысив 807 тысяч. Доля Tesla — 65%. Два из трех продающихся в США электромобилей произведены компанией Илона Маска. В целом Tesla за прошедший год произвела 1 миллион 370 тысяч электромобилей, продав 1 миллион 310 тысяч из них. Tesla Model X. Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0
Даже Саудовская Аравия в сотрудничестве с крупнейшим в мире контрактным производителем, китайской компанией Foxconn, запускает первый в этой стране бренд электромобилей. Наследный принц и фактический правитель Саудовской Аравии комментирует это следующим образом: «Саудовская Аравия не просто создает новый автомобильный бренд, мы запускаем новую отрасль и экосистему, которые привлекают международные и местные инвестиции, создают возможности для трудоустройства местных талантов, расширяют возможности частного сектора и способствуют росту ВВП Саудовской Аравии».
В Евросоюзе в 2022 году окончательно утвердили запрет на продажу новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания с 2035 года. Можно предположить, что на крупнейшем авторынке планеты, в Китае, самое позднее в 2026 году доля электромобилей и подключаемых гибридов превысит в общих автопродажах 50%. Доля таковых в Евросоюзе на тот момент составит около 40%. Возможно, в 2023–2024 годах с учетом только что вступившего в силу нового пакета стимулирующих мер рынок электромобилей США вступит в пору экспоненциального роста, как это произошло в Европе в 2020–2021 годах.
В завершение обращу ваше внимание на то, что Илон Маск после нескольких лет переносов в декабре 2022 года всё-таки представил публике электрический грузовик Tesla Semi, способный пройти на одной зарядке 800 км (важно, что разрешенный дневной пробег снаряженной фуры в США составляет около 650 км), перевозя при этом до 37 тонн груза и потребляя меньше 2 кВт•ч за 1,6 км.
При ориентировочной стоимости в $200 тысяч и при полноценном использовании Tesla Semi дает годовую экономию на горючем до $70 тысяч, то есть отбивает покупку за три года. И в этом сегменте авторынка наметились серьезные подвижки. Рынок США и рынок грузовиков приобретают тем большую важность для Tesla, что в Китае с завершением правительственной программы субсидий покупателям электромобилей началась серьезнейшая конкурентная война между производителями, в которой Tesla (пока?) проигрывает оригинальному китайскому автопроизводителю — BYD.
Read Entire Article